Boeing 787 Dreamliner – один из новейших пассажирских авиалайнеров американского производителя. Его отличает удобный и современный интерьер салона и меньшие эксплуатационные расходы по сравнению с более старыми конструкциями.
Генезис
В 1990-е годы базовыми дальнемагистральными средними широкофюзеляжными пассажирскими самолетами Boeing было семейство 767. Самолеты, запущенные в производство в начале 1980-х, пользовались хорошей репутацией среди пользователей, но не выделялись среди конкурентов ни с точки зрения современности, ни с точки зрения экономичности. Важно отметить, что Airbus, крупнейший конкурент Boeing на рынке пассажирских перевозок, начал вводить в эксплуатацию все больше и больше новых самолетов с более экономичными характеристиками, чем американские машины.
Поэтому в конце 1990-х годов Boeing решил начать работу над новым авиалайнером, который в долгосрочной перспективе заменил бы 767 и смог бы составить конкуренцию конкурирующим машинам с точки зрения эксплуатационных расходов. Началась программа создания самолета 7Е7. Предполагалось, что машина будет иметь размеры, аналогичные модели 767, но в отличие от предшественницы она будет более экономичной и намного более современной. Конструкция должна была стать легче и в большей степени основываться на композитах, а в оборудовании салона планировалось повысить комфорт пассажиров даже за счет меньшего количества сидений.
Первая информация о новой машине была представлена 29 января 2003 года. Уже в июле было объявлено и его собственное название – Dreamliner и номер 787. Название было выбрано в конкурсе, в котором было подано 500 000 голосов, и оно идеально соответствовало предположениям Boeing при проектировании самолета. 26 апреля 2004 года был найден первый желающий приобрести большее количество Dreamliner – японская компания All Nippon Airways, заказавшая почти 50 машин. Однако путь к вводу в эксплуатацию нового самолета оказался долгим.
Долгий путь Dreamliner
Согласно первоначальным планам, Dreamliner должен был быть введен в эксплуатацию на рубеже 2007/2008 годов. К сожалению, работы над самолетом стали сопровождаться многочисленными задержками. Их основной причиной была, прежде всего, сложная конструкция самолета, в значительной степени базирующаяся на композитах (50 процентов веса самолета и 80 – объема материалов). В остальном – 20 проц. алюминия, 15 – титана, 10 – стали и 5 – других материалов и революционные изменения в производственной системе Boeing.
Самолеты должны были строиться не целиком на заводах Boeing, а собираться в США из компонентов, производимых буквально во всем мире. Разделение труда должно было гарантировать выбор лучших подрядчиков и самые низкие цены, а также позволило ускорить производство серийных машин. К сожалению, необходимость согласования такого количества субподрядчиков (в общей сложности несколько десятков компаний, отвечающих за отдельные элементы самолета) на этапе проектирования самолета была очень сложной.
Для производства новых самолетов Boeing пришлось переоборудовать 4 самолета Boeing 747-400 в вариант 747 Dreamlifter. Самолеты адаптированы для перевозки элементов конструкции Boeing 787 между отдельными производственными заводами и заводом в Эверетте, штат Вашингтон (Северо-запад США), где осуществляется окончательная сборка Dreamilers.
Завершение строительства первого прототипа Dreamliner началось в мае 2007 года. Первый рейс был запланирован на август 2007 года, но из-за проблем с оборудованием рейс был отложен на 3 месяца в сентябре, а в октябре было объявлено о другой задержке. В начале 2008 года об отсрочке было объявлено снова. Причиной были все время проблемы с поставкой оборудования и качеством отдельных комплектующих.
Очередной перенос сроков завершения работ произошел в апреле 2008 года. Тогда полет планировался на четвертый квартал 2008 года, а поставка серийных самолетов – на третий квартал 2009 года. К сожалению, в ноябре испытательный полет прототипа в очередной раз был отложен, и он завершился в третьем квартале 2008 года. Лишь в декабре Boeing начал подготовку к получению сертификата FAA, что позволило ему начать летные испытания.
В течение следующих месяцев прототип 787 принял участие в наземных испытаниях, которые, хотя и прошли гладко, показали необходимость внесения дополнительных изменений в конструкцию самолета. В июне 2009 года на Парижском авиасалоне Boeing объявил, что Dreamliner взлетит через несколько недель, а серийные поставки начнутся в конце 2010 года.
К сожалению, программа откладывалась и дальше, и только в декабре 2009 года началась подготовка к полету – 12 декабря были проведены испытания скоростных рулежек. В свой первый полет Boeing 787 Dreamliner поднялся 15 декабря 2009 г. Полет длился 3 часа, и, не считая погодных условий, которые вынудили его сократить, он прошел гладко.
После успешного полета начались запланированные почти на 9 месяцев летные испытания. В них участвовали шесть машин, различающихся двигателями. Первый публичный показ Boeing 787 состоялся 18 июля 2010 года на авиашоу Фарборо в Великобритании. К сожалению, в течение следующих месяцев тестирования произошло несколько инцидентов, в том числе с электрикой и моторами, что привело к затягиванию испытаний.
В конечном итоге 26 августа 2011 года Boeing 787 Dreamliner был сертифицирован FAA и Европейским агентством авиационной безопасности. С этого момента новейший продукт американского производителя смог поступить в эксплуатацию с задержкой почти на 4 года. Первая серийная машина была поставлена All Nippon Airways 25 сентября 2011 года. Окончательная стоимость программы оценивалась в 32 миллиарда долларов.
В конце марта 2017 года начались испытания модели 787-10 – расширенной версии Dreamliner, способной принять на борт более 330 пассажиров. Первый полет самолета состоялся 31 марта 2017 года. Машина тестировалась целый год и введена в эксплуатацию в 2018 году.
Конструкция
Boeing 787 Dreamliner – это широкофюзеляжный среднемагистральный двухмоторный авиалайнер большой дальности. В настоящее время машина доступна в 3-х вариантах, недавно начал выпускаться еще один вариант – грузовой. Изначально планировалось выпускать версии 787-3 – для обслуживания коротких маршрутов, 787-8 – базовый вариант, 787-9 и 787-10 – увеличенный. В конце концов, от варианта 787-3 отказались по экономическим причинам.
Благодаря легкой конструкции, основанной в основном на композитах, и современным двигателям Dreamliner более экономичен в эксплуатации по сравнению со старыми машинами. Крылья оснащены винглетами, которые дополнительно снижают расход топлива.
Самая большая отличительная черта Dreamliner – это оборудование. Более эффективный кондиционер и специально тонированные стекла повышают комфорт полета. Также компоновка сидений и их изготовление делают полет намного более комфортной и приятной, чем на других машинах аналогичного класса (даже разница в часовых поясах чувствуется меньше – проверено на практике).
С точки зрения дизайна кресла, особенно в бизнес-классе и премиум-эконом-классе, очень удобны и предлагают больше места для ног. Самолеты также оснащены бортовой развлекательной системой и электрическими розетками.
Модель 787-8 787-9 787-10
Экипаж 2
Количество мест 242-359, 290-406, 330-440
Длина 56,7 м 62,8 м 68,2 м
Размах крыла 60,1 м
Максимальная взлетная масса 227,9 т 254 т нет данных
Силовая установка – два двигателя General Electric GEnx-1B или Rolls-Royce Trent 1000
Крейсерская скорость 903 км / ч
Максимальная скорость 945 км / ч
Дальность полета 13 621 км 14 140 км 11 908 км
По заявлению Boeing, программа станет прибыльной после того, как будет построено более 1100 лайнеров Dreamliner. По данным на конец 2020 года было заказано 1500 машин.
Крупнейшими или наиболее важными пользователями Dreamliner являются All Nippon Airways, Etihad Airways, Qatar Airways, United Airlines, Japan Airlines, American Airlines, British Airways, Air Canada, Singapore Airlines, Air India, Air France, KLM, Аэрофлот, Norwegian Air Shuttle, Qantas, TUI Travel, Virgin Atlantic Airways, Ethiopian Airlines и PLL LOT.
Проблемное начало эксплуатации
Первые годы использования Dreamliner были относительно спокойными, хотя было много мелких инцидентов и технических проблем. Средства массовой информации по всему миру проявляли большой интерес к каждому маленькому инциденту, и Dreamliners начали собирать много отрицательных отзывов (в основном преувеличенных). Однако кульминацией стал инцидент, произошедший 16 января 2013 года на борту машины, принадлежащей All Nippon Airways.
Во время полета система сигнализировала о проблемах с аккумуляторами, в салоне появился запах гари. После аварийной посадки в Такамацу, Япония, было обнаружено, что сгорела одна из батарей. Инцидент был настолько серьезным, что эксплуатация 50 уже поставленных самолетов были остановлены.
Расследование Boeing показало, что аккумуляторы перегревались. Их конструкция и система охлаждения нуждались в переделке. Работы были завершены в конце апреля 2013 года. 27 апреля состоялся первый коммерческий полет уже модернизированного самолета. В последующие годы таких неисправностей обнаружено не было.
Boeing-787 также не замечен в серьезных происшествиях и авиакатастрофах.