Концерн Boeing заявил о приостановке закупок титана в России, что может иметь последствия для отношений производителя самолетов с его крупнейшим поставщиком сырья, российской компанией ВСМПО-Ависма, которая является крупнейшим производителем титана в мире. Компанией управляет попавший под санкции олигарх, который когда-то работал в КГБ в тесном контакте с Владимиром Путиным. ВСМПО-Ависма обеспечивает треть всего мирового спроса на титан в аэрокосмической отрасли.
Американский авиапроизводитель объявил, что приостановил закупку российского титана из-за вторжения России в Украину. Компания также закрыла инженерные бюро в Москве и Киеве и прекратила отгрузку запчастей для самолетов, используемых российскими авиакомпаниями. Но поскольку другие западные компании полностью отказываются от ведения бизнеса с Россией, Boeing отказался сообщить, что он будет делать со своим совместным предприятием – поставщиком титана, возглавляемым бывшим коллегой Путина по разведке Сергеем Чемезовым.
Производитель самолетов много лет назад полагался на титан, который играет ключевую роль в производстве его коммерческих и военных самолетов. Уже давно и неоднократно Boeing предупреждал, что геополитические изменения могут создать потенциальные проблемы с поставками в будущем. Преимущество титана в том, что при малом весе металл и его сплавы обладают очень высокой прочностью. Проблема в его сложной и дорогостоящей обработке.
У Boeing есть значительные запасы титана, в частности, благодаря многолетней инициативе по объединению поставщиков по всему миру. «Имея запасы титана и сеть альтернативных поставщиков, Boeing продолжает производить гражданские самолеты. Компания продолжит предпринимать шаги для обеспечения устойчивости компании в долгосрочной перспективе»,- говорится в заявлении Boeing. «Авиапроизводитель получил около трети титана из России, а остальное поступило из США, Японии, Китая и Казахстана», — отмечает представитель Boeing.
Титан в каждом Boeing
Титановый сплав является одним из важных конструкционных материалов в планере самолета. В качестве материала для снижения веса титановый сплав, используемый в коммерческих и военных самолетах, неуклонно растет за последние 50 лет, а использование титанового сплава в военных самолетах достигло 30-40 процентов.
Американский производитель использует титан для производства Boeing 737, 767, 787 Dreamliner, 777 и нового, еще не сертифицированного для пассажирских полетов Boeing 777X. Потребление титана в авиастроении увеличилось с внедрением новых моделей: Airbus 380 и Boeing 787, где 12-15 процентов конструкции изготовлена из титана и его сплавов. Предыдущие модели содержали в своей конструкции 4-5 процентов титана. Количество титанового сплава в гражданских самолетах также может составлять от 10 до 15 процентов общего использования. Например, его содержание в планере Boeing 787 достигает 15 проц., что является рекордом для титанового сплава, используемого в планере. Фюзеляж современного самолета, гидравлические трубы, шасси, рамы остекления кабины, покрытия, крепеж, двери, конструкция крыла, лопасти вентилятора, лопасти компрессора и другие детали в основном изготавливаются из титанового сплава.
Сотрудничество с Россией с 1991 года
Партнерство в области поставок титана началось как плод углубления экономических связей между Востоком и Западом после распада Советского Союза в 1991 году. Boeing вложил значительные средства в Россию и независимую Украину, открыв офисы для инженеров и сотрудников службы поддержки в обеих странах.
Как и другие аэрокосмические компании, Boeing в последние месяцы накапливал титан, ища дополнительных поставщиков на случай, если Россия ответит зеркальными мерами Западу за санкции, прекратив поставки. Металл, импортируемый из России, ценится за прочность, легкость и способность противостоять коррозии.
Российская компания ВСМПО-Ависма сделала заявление, в котором говорится, что она «сожалеет» о приостановке контрактов с многолетним партнером. «Мы наблюдали за ситуацией в нашей стране и мире и были готовы к такому результату, — говорится в сообщении производителя титана. Однако санкций против российского поставщика, 25 процентов которого, пока принадлежит государственному конгломерату «Ростех». Российский оборонный конгломерат, чья дочерняя компания поставляет титан для Boeing и на 50 процентов принадлежит производителю самолетов, отказался комментировать этот вопрос. Согласно заявлению, теперь поставщик титана переориентирует свою политику продаж на другие рынки. ВСМПО-Ависма обеспечивает треть всего мирового спроса на титан в аэрокосмической отрасли.
Представители авиационной отрасли и юристы, специализирующиеся в области коммерческого права, отмечают, что Boeing и другие американские компании по-прежнему могут импортировать российский титан, несмотря на новые объявленные санкции. Однако эскалация войны может привести к тому, что западные компании потеряют доступ к российскому экспорту титана, если Кремль сам введет ответные санкции для западных предприятий. Между тем, европейский конкурент Boeing, компания Airbus, заявила, что закупает титан напрямую из России, а также из других стран. «Это (источник, ред.) соответствует всем применимым санкциям и применимым законам об экспортном контроле», — сказал представитель Airbus.
Где, кроме России, производят титан?
Минералы титана используются для изготовления титановой губки, которая превращается в металл для промышленного применения. По данным Геологической службы США (USGS), крупнейшим в мире производителем губчатого титана является Китай, на долю которого приходится 57 процентов мирового производства на уровне 210 тыс. тонн в прошлом году. На втором месте Япония с почти 17 проц., за ней следует Россия с почти 13 процентной долей рынка. Казахстан произвел 16 тыс. тонн, а Украина 3 700 тонн. Россия имеет низкие запасы титановых полезных ископаемых.
Андрей Бочкарев