Arab Aviation Summit в тени пандемии и войны в Украине

В ходе Arab Aviation Summit в этом году представители авиационной отрасли региона должны были обсудить, как восстановить авиационную отраль после кризиса, вызванного пандемией коронавируса. Идей было много, но их затмило российское вторжение в Украину и связанные с ним вызовы. Падение курса рубля может означать отток российских туристов, а в ОАЭ или Омане недостатка в них не было.

IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта) практически с самого начала пандемии призывала к согласованным действиям государств в рамках вводимых ограничений и запретов на поездки. Эти призывы мало чем помогли, и по сей день во многих регионах мира мы сталкиваемся с разными подходами к таким вопросам, как обязательное тестирование, вакцинация и ограничение стыковок авиакомпаний. Однако в отрасли существует убеждение, подкрепленное данными, касающимися самого COVID-19, что 2022 год станет началом явного восстановления. Сам коронавирус не исчезнет, ​​но он не будет таким опасным и относительно контролируемым.

Ожидалось, что пандемия COVID-19 и ограничения, введенные для сдерживания ее распространения только в 2021 году, приведут к чистому убытку в размере 51,8 миллиарда долларов. Это сумма меньше, чем убытки, понесенные в 2020 году ($137,7 млрд), но выше, чем ожидалось. В 2022 году, как прогнозируют эксперты IATA, мировая авиация потеряет еще 11,6 млрд долларов.

IATA: у нас еще есть полгода

Во время Arab Aviation Summit Камил Аль-Авади, заместитель регионального директора IATA по Африке и Ближнему Востоку, напомнил, что авиация создает миллионы рабочих мест во всем мире и вместе с тесно связанной  с ней туристической отраслью составляет значительную часть ВВП во многих регионах.  «Исследования, проведенные IATA, показали, что уже в 2021 году люди хотели летать, но их отпугивали чрезмерные ограничения и сложные процедуры. Но пора двигаться дальше», — сказал он.

Он добавил, что многие авиакомпании не получали государственной поддержки и выживали  самостоятельно. В 2020 году правительства очень быстро принимали решения об ограничениях, но затем очень медленно их отменяли, что не всегда оправдывалось уровнем угрозы, создаваемой COVID. Это привело к тому, что многим авиакомпаниям пришлось значительно сократить расходы, несмотря на это теперь у них осталось очень мало ресурсов.

«Я не думаю, что многие авиакомпании смогут продолжать в том же духе. Если в течение полугода ситуация не нормализуется, можно ожидать, что некоторые перевозчики не выдержат этого. Руководители авиакомпаний привыкли планировать примерно на два года вперед. Теперь управление авиакомпанией похоже на вождение автомобиля ночью с выключенными фарами. Слишком много неизвестного, слишком сложно увидеть угрозы, и времени на реагирование не так много», — отметил Аль-Авади.

Он добавил, что планирование по отдельным направлениям зависит от множества различных факторов, но в то же время приходится заниматься организацией работы экипажа, приобретением новых самолетов или борьбой с ростом цен на топливо, навигационными и аэропортовыми сборами или услугами хэндлинговых агентов. «Мы оптимисты. Пока количество пассажиров увеличивается, рост цен не столь значителен. Через полгода мы должны знать, где мы находимся, но, к сожалению, сейчас трудно предсказать, как конфликт в Украине повлияет на глобальную авиацию. Могу только предположить, что рост цен на топливо, который принесет эта война, больше повлияет на глобальные авиакомпании, чем сокращение количества пассажиров из региона», — подчеркнул представитель IATA.

Огромный потенциал роста в арабском мире

Кажется, что настроение у перевозчиков из Персидского залива гораздо лучше, чем у их европейских коллег. Конфликт на Украине видится довольно далеким, и его влияние на отрасль видится в основном через призму роста цен на авиатопливо и, что гораздо менее важно, ослабления турпотока из России, который был не особо прибыльным.

«Люди после пандемии захотят больше путешествовать. В течение двух лет у них не было много возможностей для этого, и теперь они захотят найти баланс между работой и свободным временем», — сказал Адель Аль Али, генеральный директор Air Arabia.

В 2020 году было отменено 90 процентов  рейсов и увеличились расходы на грузовые перевозки, но для туризма это были в основном пустые отели и тысячи людей, потерявших работу по всему миру. Представитель Air Arabia подчеркнул, что безработица является самой большой проблемой во многих арабских и азиатских странах, и что для работы авиации и туризма требуется много рабочих рук. В последние годы сектор не нанимал новых людей, но теперь он будет это делать, и это станет для него большим вызовом.

Адель Аль Али отметил, что сам арабский мир по-прежнему обладает огромным потенциалом роста, а количество авиаперелетов на душу населения в отдельных странах намного ниже, чем в Европе.

«Однако государства не могут блокировать рынки и поддерживать только своих национальных перевозчиков. Именно конкуренция способствует развитию авиационной отрасли, и это видно по успехам авиакомпаний Турции и Сингапура. Открытие рынков будет способствовать восстановлению», — пояснил глава Air Arabia.

Среди проблем, которые могут помешать восстановлению, Адель Аль Али также назвал рост цен на авиационное топливо и геополитические вызовы. Он также не исключил, что в ближайшие месяцы можно будет ожидать смены собственников и консолидации рынка, так как более крупные структуры будут иметь больше возможностей для реагирования. В долгосрочной перспективе Air Arabia видит необходимость дальнейшей цифровизации авиации, упрощения процедур и решения экологических проблем.

Война между Россией и Украиной

С точки зрения генерального директора Royal Jordanian Airlines Самера Маджали, конфликт в Украине может вылиться в рост цен на авиационное топливо, но не окажет серьезного влияния на авиацию в глобальном масштабе.  «Пандемия COVID длилась два года и стала большим испытанием для авиации, которой пришлось полностью изменить свои планы и методы работы. Это была огромная проблема. Теперь нужно максимально упростить путешествие», — рассуждал представитель Royal Jordanian Airlines.

Он добавил, что многие годы Иордания считалась опасной страной для туристов и ее многочисленные памятники  древнего мира было не так легко посетить. В борьбе за туристов страны должны столкнуться не только с воздействием коронавируса, но и работать над изменением имиджа всего Ближнего Востока.

Маен Разуки, президент правления Kuwait Airways, указал на несколько иные аспекты, по его мнению, задача состоит не в том, чтобы обеспечить правильную «пропускную способность» на отдельных маршрутах, а в том, чтобы привлечь клиентов и продать билеты.  «Нам нужны специалисты по продажам и стимулы, чтобы работать на лучшее. Нам нужно строить карьерные пути не только для пилотов и авиатехников, но и для всех других сотрудников, которые вступают в контакт с пассажиром. Мы должны больше вкладывать в людей», — пояснил он.

По данным Kuwait Airways, конфликт в Украине пока не является вызовом. Страны региона не закрыли свое воздушное пространство и по-прежнему разрешают полеты в Россию, которая является важным направлением. Это, конечно, может измениться в будущем.

Туристы из России

В российско-украинской войне представители авиакомпаний видят, прежде всего, угрозу роста цен на авиационное топливо. Однако в Объединённых Арабских Эмиратах туристы из России составляют достаточно большое количество клиентов, и их отсутствие локально может быть весьма существенным. Его причиной, однако, станет не запрет полетов в Россию, которого никто не ожидает, а ослабление курса рубля и ухудшение экономической ситуации россиян и украинцев.

«Россия сейчас наш основной рынок, а Украина входит в первую десятку. Нам ясно, что хоть пандемия и преодолена, но туристов из этих стран в этом году будет гораздо меньше. Когда годы назад [в 2014 году – прим. ред.] курс рубля рухнул, пострадали многие туристические направления по всему миру. Тогда мы в Рас-эль-Хайме осознали необходимость диверсификации наших клиентов. Будет и в этот раз. Мы стараемся привлечь своим предложением туристов из Италии, Франции, Скандинавии и Центральной Европы, включая Польшу. Ждем открытия Азии. Я осторожный оптимист и верю, что все будет хорошо», — сказал Раки Филлипс, генеральный директор Управления по развитию туризма Рас-Аль-Хаймы.

Арабский авиационный саммит (AAS) — это отраслевое мероприятие,  целью которого является  улучшение состояния  арабской авиации и туризма путем содействия конструктивному диалогу для сотрудничества между государственным и частным секторами. Эта инициатива, известная как «голос индустрии», привлекает самое большое количество топ-менеджеров авиационного и туристического секторов, а также арабские СМИ. В этом году он был организован в сотрудничестве с Управлением по продвижению и развитию туризма Рас-Аль-Хаймы (RAKTDA) при поддержке глобальных отраслевых партнеров, таких как Airbus, CFM, Air Arabia, Alpha Aviation Academy и других. В 2023 году мероприятие снова пройдет в Рас-Аль-Хайме.

Андрей Бочкарев