Boeing предупредил своего конкурента о риске возгорания топливного бака A321XLR

Компания Boeing выразила обеспокоенность по поводу A321XLR, новейшего самолета  его конкурента Airbus, в основном из-за риска возгорания топливного бака.Американский производитель заявил, что конструкция бака может представлять реальную опасность, если самолет выкатится за пределы взлетно-посадочной полосы или его шасси сломается. Самолет обладает увеличенной дальностью полета за счет большей емкости для перевозки топлива.

Чтобы обеспечить межконтинентальную дальность полета A321XLR, Airbus планирует обеспечить больший объем топлива, установив бак непосредственно в фюзеляж. Это означает, что его форма будет повторять контуры конструкции самолета, позволяя загружать больше топлива, при этом не  отнимая грузовое пространство  дополнительными баками.

Эта концепция привлекла внимание Европейского агентства авиационной безопасности EASA, которое в январе заявило, что изучает особые условия для обеспечения безопасности пассажиров. “Встроенный в фюзеляж топливный бак, подверженный внешнему возгоранию, если он не имеет надлежащей защиты, может не дать пассажирам достаточно времени для безопасной эвакуации самолета”, – говорится в заключении Агентства.

Вмешательство американского производителя не является чем-то новым в системе, которая регулярно позволяет проводить общественные консультации по различным аспектам проекта, особенно связанным с правилами безопасности, когда они интерпретируются таким образом, что может повлиять на отрасль в целом.

Предупреждение прозвучало в важный момент для Boeing, который только что вышел из двухлетнего кризиса, связанного с 737 MAX. В то же время самому   концерну Airbus предстоит решающее испытание, когда ужесточаются требования  регуляторов во всем мире после отмены эксплуатации MAX, которое длилось почти два года. Ожидается, что процесс обновления проекта станет более сложным.

В компании Boeing заявили, что конструкция топливного бака, предназначенная для увеличения дальности полета A321XLR, несет в себе множество потенциальных опасностей. Среди них риски выката A321XLR за взлетно-посадочную полосу или выхода из строя колес шасси. Трение области фюзеляжа, где будет расположен бак, может привести к разрушению системы и последующему возгоранию.

Дебаты вращаются вокруг главного маркетингового пункта A321XLR, самого дальнемагистрального из всех узкофюзеляжных самолетов. Чтобы удовлетворить спрос на более продолжительные маршруты, Airbus добавил дополнительные топливные баки в грузовой отсек некоторых A321, однако в случае A321XLR необходимо будет еще больше увеличить их вместимость. Решением было использовать пустое пространство между задней частью центроплана и фюзеляжем. В большинстве самолетов этой категории топливо находится только в крыльях и в центральном баке, расположенном между крыльями.

“Консультации с общественностью являются неотъемлемой частью программы разработки самолетов”, – сказал представитель Airbus, добавив, что любые поднятые вопросы будут решаться совместно с регулирующими органами.

Источник в отрасли, знакомый с проектом,  предупредил, что любые серьезные изменения в сертификации могут задержать ввод в эксплуатацию A321XLR с 2024 года. Если это произойдет, некоторые аналитики считают, что Boeing следует попытаться побудить авиакомпании подождать  еще несколько лет до введения в строй совершенно новой модели, которая теоретически превосходила бы концепцию, предлагаемую A321XLR.

Boeing изучает возможность запустить в производство новый коммерческий самолет, являющийся промежуточным между семейством 737 MAX и 787 Dreamliner, который, как ожидается, будет конкурировать именно на рынке A321XLR. Однако между официальным объявлением и вводом в эксплуатацию первого самолета на его разработку уйдет не менее десяти лет. Для Airbus A321XLR оказался важным период неопределенности в отношении будущего глобального воздушного транспорта, позволяя создавать маршруты дальних перевозок, которые в настоящее время финансово невыполнимы для более крупных самолетов, таких как A330neo или 787.

Что касается Boeing, проблемы, с которыми столкнулся 737 MAX, привели к более жестким процессам сертификации во всем мире, а  отказ от создания конкурирующей модели может напрямую повлиять на его бизнес, если какой-либо ее компонент является таким же или использует аналогичную концепцию.

Андрей Бочкарев

 

Деловая авиация AVIAV TM