Бизнес-джет, летающий быстрее звука

Сверхзвуковые полеты возвращаются. Aerion получила заказ на 20 самых быстрых в мире бизнес-джетов

Поддерживаемая Boeing компания Aerion, которая занимается внедрением, производством и продажей сверхзвуковых самолетов, недавно объявила о получении  нового заказа на 20 бизнес-джетов AS2 от NetJets.

Право на покупку 20 самолетов AS2 было приобретено NetJets, специализирующейся на деловой авиации, принадлежащим холдинговой компании Berkshire Hathaway Уоррена Баффета, сообщил Aeron в среду, 3 марта.

Aerion и Spirit AeroSystems будут вместе работать над AS2
Самолет AS2 корпорации Aerion

Начало производства через два года
Самолеты AS2 будут работать на специально созданном синтетическом топливе, для производства которого, в том числе, будет использоваться углекислый газ, извлекаемый из воздуха,  развивать крейсерскую скорость до 1,4 Маха, что составляет более 1,6 тысячи км/ч, или, как  Aerion заявляет,  на 150 процентов выше  скорости, чем у обычных бизнес-джетов, использующихся в настоящее время. Производство модели, успешно прошедшей испытания в аэродинамической трубе в ноябре 2020 года, планируется начать в 2023 году. Самолеты будет выпускаться  на заводе Aerion Park в Мельбурне, штат Флорида, США. Производитель объявил, что в первое десятилетие производства  будут построены 300 самолетов.

Деловая авиация и Aerion Supersonic AS2 Jet.

Aerion Supersonic AS2 Jet.

Сверхзвуковые бизнес-джеты  будут оснащаться турбовентиляторными двигателями GE Affinity производства GE Aviation, принадлежащей General Electric Co. Поставщик силовых установок объявил, что  уже завершена предварительная разработка конструкции двигателя для AS2.
Партнерство Aeron с Berkshire Hathaway не ограничивается закупкой самолетов. FlightSafety International, компания по обучению летных экипажей, которая является частью Berkshire с 1996 года, работает с Aeron над созданием академии сверхзвуковых полетов для коммерческих и военных пилотов.
Возвращение  сверхзвуковым полетам  
Последний заказ NetJets знаменует собой важный шаг на пути к возвращению эпохи сверхзвуковых путешествий в гражданскую авиацию, которая закончилась в 2003 году снятием с рейсов самолетов Concorde. Планы возобновить полеты быстрее звука появились почти одновременно с выводом из эксплуатации легендарного англо-французского самолета, но быстро стало ясно, что для достижения коммерческого успеха сверхзвуковые машины нового поколения должны быть намного экономичнее своего предшественника и соответствовать строгим требованиям к шуму (при этом исключаются проблемы так называемого “сверхзвукового хлопка” и экологические проблемы).
В последние годы появилось несколько стартапов, которые считают, что использование последних технологических достижений может восстановить коммерческие сверхзвуковые полеты. Помимо Aerion, в гонке со скоростью звука участвуют еще две американские компании: Boom Supersonic и Spike Aerospace.
Aerion получил ценную поддержку в выполнении своей миссии в начале 2019 года, после того, как авиационный гигант Boeing инвестировал в проект. Точные условия сделки не разглашаются, но известно, что Boeing предоставляет инженерные, производственные и испытательные ресурсы и пообещал оказать содействие в технических полетах сверхзвукового реактивного самолета Aerion AS2, что может быть оценено как ключевое содействие коммерческому использованию продукта.
Текущие инвестиции конгломерата Berkshire Hathaway, возглавляемого легендарным Уорреном Баффетом, которого инвесторы прозвали “гуру Омахи”, являются убедительным подтверждением убежденности в коммерческом успехе проекта, особенно в отношении других инвестиций конгломерата в авиацию. В начале 2016 года Berkshire приобрела значительные доли в United Airlines, Delta Air Lines, Southwest Airlines и American Airlines, которые, однако, продала в начале 2020 года после вспышки пандемии коронавируса.
Конкурент Aerion, Boom Supersonic, который планирует реализовать коммерческий самолет Overture, также получил значительную поддержку со стороны инвесторов. В 2017 году модель получила 76 заказов, в том числе от Virgin Group и Japan Airlines. Согласно сообщениям, самолет, построенный компаниями Dassault Systèmes и Boom Supersonic, станет самым быстрым пассажирским самолетом со скоростью 2,2 Маха. С такими характеристиками время в пути от Нью-Йорка до Лондона займет 3 часа 25 минут, а от Токио до Сан-Франциско – 5,5 часа, хотя в случае полетов через Тихий океан дальность полета машины может быть недостаточной для покрытия трансокеанского маршрута безостановочно.
Среди инвесторов программы Overture: Emerson Collective, SV Angel, Y Combinator Continuity, Caffeinated Capital и индивидуальные инвесторы (в том числе Сэм Альтман, Пол Грэм, Рон Конвей и Майкл Маркс).
Андрей Бочкарев