Boeing признал убыточность контракта с администрацией президента США

Компания Boeing недавно сообщила, что потеряла целых 1,1 миллиарда долларов на расходах, связанных с контрактом с администрацией президента Дональда Трампа на модификацию двух B747-8I, которые будут служить в качестве Air Force One, а генеральный директор Дэйв Кэлхун признал, что авиационный гигант вообще не должен был  заключать эту сделку.

Air Force One
Air Force One

Boeing предупредил в своем последнем отчете, что в ближайшие кварталы по контракту Air Force One могут быть еще большие потери. «Новые самолеты Air Force One стали особым моментом, уникальными переговорами и уникальным набором рисков, на которые Boeing, вероятно, не должен был идти», — сказал Кэлхун в интервью аналитикам.

«Но мы там, где мы есть, и мы намерены доставить эти замечательные самолеты». Мы продолжим признавать сопутствующие расходы», — добавил Кэлхун вскоре после того, как производитель объявил об убытках за первый квартал 2022 года.

Компания Boeing в среду (27 апреля) сообщила о чистых убытках в размере 1,2 миллиарда долларов за первый квартал, при этом бремя в размере 660 миллионов долларов связано с задержками и более высокими затратами на программу Air Force One. Компания заявила, что бремя этой программы в первом квартале увеличило ее общий убыток до более чем 1,1 миллиарда долларов. «Существует риск того, что нам придется нести дополнительные убытки в будущих периодах», — говорится в объявлении по ценным бумагам Boeing.

Изменения в контракте инициировали Мюленбург и Трамп

Сделка Boeing по самолетам Air Force One была пересмотрена тогдашним президентом Деннисом Мюленбургом и бывшим президентом США Дональдом Трампом в феврале 2018 года. Она переходит к Boeing, а не к федеральному правительству, для покрытия любого перерасхода средств на модификацию двух самолетов Boeing B747-8I. В рамках контракта Boeing на тот момент получает около 4 миллиардов долларов на подготовку этих самолетов. Первый из двух новых AFO должен был быть доставлен в 2024 году, но в бюджетном предложении ВВС ранее в этом месяце сообщалось, что он не будет доставлен до 2026 года.

В 2018 году Дональд Трамп похвастался, что «Boeing предложил нам хорошую сделку. И мы смогли этим воспользоваться». Четыре года назад Boeing также положительно отзывался об этой сделке.
“Boeing гордится созданием нового поколения Air Force One, предоставляя президентам США летающий Белый дом по исключительной цене для налогоплательщиков. Президент Трамп заключил выгодную сделку от имени американского народа”, — написал представитель Boeing в Twitter в феврале 2018 года. Трамп также сказал CBS News в то время, что самолеты избавятся от традиционных голубых цветов Air Force One в пользу красного, белого и синего.

Изменения в дизайне ливреи и  скупость Трампа

Через месяц после своего избрания президентом в ноябре 2016 года Трамп раскритиковал в Твиттере «вышедшие из-под контроля» затраты на тогдашнюю сделку с Boeing по созданию нового Air Force One. “Отменить заказ!” затем написал Трамп в Twitter. Позже он хвастался, что благодаря его переговорам с Мюленбургом налогоплательщики сэкономили 1,5 миллиарда долларов.

Boeing уволил Мюленбурга с поста генерального директора в декабре 2019 года за допущенные нарушения в работе компании, приведшие к крушению двух новых самолетов 737 MAX 8, в результате чего в общей сложности погибло 346 человек. В конце концов ему отказали в выходном пособии, но он получил 60 миллионов долларов в виде пенсионных пособий и акций компании, как сообщил Boeing через месяц после увольнения.

Борт номер один

Air Force One — позывной/кодовое имя, присваиваемое каждому самолету ВВС США, на борту которого находится действующий президент США. В ВВС США (USAF) есть два самолета VC-25A с номерами 28 000 и 29 000. Это изготовленные на заказ и специально адаптированные версии гражданского самолета Boeing 747-2G4B Jumbo Jet.

До появления VC-25A в 1991 году в качестве Air Force One использовались два других самолета Boeing 707-320B, 26 000 и 27 000, которые находились в эксплуатации с 1958 года.

Интерьер нового самолета полностью изменен и адаптирован под нужды президента. В нем есть роскошные спальни, кабинеты, две кухни, операционная и хорошо оборудованная аптека. Каждая из машин напичкана средствами связи, у них есть собственные телефонные станции, а также они могут выступать в качестве летающего командного центра в случае массированной ядерной атаки. Есть также места для президентской семьи, некоторых сотрудников Белого дома и представителей СМИ. Air Force One защищен от ракетных атак класса «земля-воздух» или «воздух-воздух», а также может дозаправляться в воздухе. Хотя последня опция, вероятно, исключена из контракта на новый VC-25B из-за расходов, которые так сильно урезала администрация Трампа. Пока производитель и ВВС США дистанцируются от комментариев по этому поводу.

Новый борт номер один

В марте 2020 года компания Boeing начала модификацию первого из двух коммерческих самолетов B747-8I, который будет переоборудован в президентский самолет VC-25B для ВВС США (ВВС США). Два современных VC-25B будут летать как Air Force One в течение следующих 30 лет. Как сообщают ВВС США, модификация нового самолета началась на заводе Boeing в Сан-Антонио, штат Техас. В настоящее время ВВС США работают над заменой существующего парка президентских самолетов: двух VC-25A на базе B747-200, которые были поставлены в 1991 году, на два B747-8I, изначально построенных для российской авиакомпании «Трансаэро», объявившей о банкротстве в 2015 году до поставки этих машин.

Коммерческие B747 требуют значительной модернизации для преобразования в конфигурацию VC-25B. Например, две пары дверей, одна перед крылом и одна за крылом на нижней палубе, не входили в коммерческую комплектацию пассажирских самолетов, согласно документам ВВС США, выпущенным в июле 2018 г., выдвижные лестницы должны позволять пассажирам и экипажу высадиться, не полагаясь на надземные лестницы.

Андрей Бочкарев