Turkish Airlines – лидирует среди европейских перевозчиков по темпам восстановления после кризиса

Turkish Airlines — первый европейский перевозчик, заработавший больше, чем в 2019 году. Выручка в первом квартале 2022 года оказалась на 10 процентов выше, чем за аналогичный период 2019 года, и составила 3 млрд долларов США.

Самолеты A330 Turkish Airlines
Самолеты A330 Turkish Airlines в аэропорту Стамбула

Турецкий перевозчик — одна из немногих иностранных авиакомпаний, которые до сих пор летают в Россию и Беларусь. Перевезя 12,7 млн ​​пассажиров, турецкая авиакомпания заработала 161 млн долларов. Ее грузовое подразделение также показало отличные результаты. При увеличении перевозки грузов на 141 процент доходы от этой деятельности достигли 980 миллионов долларов. Турецкая авиакомпания уже имеет в своем парке 20 грузовых самолетов, и все они полностью используются.

В чем секрет таких хороших результатов? Так Turkish Airlines летает в 128 стран, в том числе и в Россию, где кроме Emirates и Qatar Airways является одним из немногих перевозчиков, который возит россиян по миру. Она также летает в Беларусь. Благодаря этому удалось задействовать 91 проценту использования флота. В 2019 году он составлял 93 процента.

Турецкие авиалинии в полной мере используют тот факт, что они в значительной степени монополизировали связи с Россией, где отсутствуют конкуренты с Западом. И это направление будет продолжать приносить прибыль благодаря соглашениям, подписанным правительствами в Анкаре и Москве. В рамках него Turkish Airlines участвует в программе перевозки россиян на турецкие курорты. Объем государственной поддержки составляет 300 млн долларов США в 2022 году при условии, что будет перевезено не менее 1,5 млн российских туристов.

В информации, отправленной Turkish Airlines после публикации результатов, авиакомпания подчеркнула, что «быстро возвращается к допандемическому уровню благодаря тщательному сокращению расходов, разветвленной сети сообщений, разумному управлению поставками, адаптации предложения к профилю пассажиров» и хорошим результатам грузовых перевозок.

«Благодаря этому мы смогли перестроить бизнес быстрее, чем наши конкуренты, как в финансовом, так и в транспортном плане», — говорится в релизе.

В этом году Turkish Airlines ожидает, что показатели вернутся на уровень, имевший место до пандемии, а в 2023 году это он увеличится до 102,7 млн ​​пассажиров. Однако турки жалуются на высокие цены на топливо, в результате чего операционные расходы в первом квартале составили 2,9 миллиарда долларов, из которых 957 — счета за топливо. Затраты на оплату труда также выросли – на 14 процентов до 443 млн долларов, хотя зарплаты по-прежнему на 2 проц. ниже, чем до пандемии. Также стало дорого содержать и обслуживать флот, что обошлось в первом квартале 2021 г. 124 млн долларов, а в первые три месяца 2022 г. – уже 171 млн.

Авиакомпания постепенно расширяет парк. В последнем квартале к нему присоединились Airbus A321 neo и A350-900, а также Boeing B737 MAX8. К 2028 году Turkish получит еще 56 штук A321neo и 14 штук A350, которые заменят менее эффективные и старые самолеты, эксплуатируемые авиаперевозчиком в настоящее время.

Андрей Бочкарев