Генеральный директор Boeing Дэйв Кэлхун угрожает отменить программу B737 MAX 10, если Конгресс США не отзовет указание производителю самолетов о внесении изменений в конструкцию самолета. Boeing должен получить сертификат летной годности для своего крупнейшего MAX к концу года, чтобы избежать установки новой системы раннего предупреждения пилотов. При отсутствии политического консенсуса авиастроитель может отказаться от планов по сертификации новой машины.В соответствии с законом, принятым Конгрессом США в 2020 году, после двух авиакатастроф 737 MAX в Эфиопии и Индонезии компания Boeing должна выполнить новые требования к системе раннего предупреждения кабины экипажа, чтобы самолет был сертифицирован для коммерческих полетов. Производителю не придется этого делать, если ему удастся сертифицировать самолет до конца 2022 года.
Это, однако, будет отличать B737 MAX 10 от других вариантов этого самолета. Унифицированность программного обеспечения MAX является ключевым преимуществом, поскольку оно сводит к минимуму время и затраты, необходимые пилотам для прохождения дополнительного обучения пилотов. Утрата этой общности лишает семейство 737 ключевого преимущества.
На сегодняшний день Boeing получил не менее 240 заказов на самый большой вариант MAX. United Airlines, базирующаяся в Чикаго, недавно объявила, что намерена заказать еще 150 таких самолетов. На самый большой MAX приходится примерно 15 процентов всех невыполненных заказов на самолеты семейства Boeing 737. Boeing продолжает производить и продавать старые модели 737, одобренные регулирующим органом, включая MAX 8 и MAX 9, которые летают по всему миру.
“Если вы пройдете через то, через что прошли мы, долги, которые нам пришлось заключить, наша способность реагировать или видеть мир без MAX 10 не так уж и плоха. Это ситуация «все или ничего». Это риск, на который я готов пойти. Если я проиграю бой, это будет тяжело”, — сказал Дэвид Кэлхун, генеральный директор Boeing.
Когда в 2020 году Вашингтон принял свое решение, ожидалось, что MAX-10 будет сертифицирован к концу 2022 года, что позволит избежать выполнения нового требования. Однако, как и во многих программах Boeing, сроки были отложены. Ранее в этом году Boeing подтвердил, что MAX 10 вряд ли достигнет стадии сертификации к концу 2022 года, и попросил Конгресс освободить его от обязательства вносить изменения.
Пока Конгресс не обещает пойти на уступки, хотя некоторые сенаторы США выразили готовность это сделать. Тем не менее Boeing стал горячей политической темой в Вашингтоне, и другие влиятельные политики не возражают против ограничения сертификационного исключения Боинга. С точки зрения продаж, B737 MAX 10 не имеет большого успеха. Airbus добился гораздо большего успеха с созданием A321neo. Французский концерн продал более 4200 машин. Сертификация MAX 10 станет большим стимулом для программы A321neo. Это также проложит путь для Boeing к разработке совершенно нового самолета для удовлетворения спроса на 200-местные узкофюзеляжные самолеты.
Однако новый самолет американского производителя будет готов не менее чем через десяток лет. Есть серьезные проблемы с текущими программами, такими как B787 Dreamliner и 777X. Уверенность клиентов в том, что Boeing может поставить совершенно новый самолет в одном поколении, в настоящее время низка. Это заставляет Дейва Кэлхуна применять обычные покерные ходы в отношении MAX 10. В случае отказа от новых требований, производство MAX 10 будет продолжено. Если Конгресс не одобрит отказ от своих требований и Boeing откажется от программы, это оставит компанию с долгосрочным пробелом в каталоге коммерческих авиалайнеров и еще больше укрепит позиции конкурирующего Airbus.
Андрей Бочкарев