Страницы истории авиации: Caudron R.11 – разведывательный самолет, ставший бомбардировщиком и истребителем

На первый взгляд Caudron R.11 выглядит как типичный бомбардировщик времен Первой мировой войны. Хотя на самом деле в какой-то момент своего существования он применялся как бомбардировщик, разрабатывался он как самолет-разведчик и использовался как истребитель сопровождения.

Caudron R.11
Caudron R.11

В 1915 году был испытан самолет-разведчик Caudron R.4. Машина поступила на вооружение ВВС Франции осенью 1916 года. Опираясь на опыт работы над самолетом, в начале 1917 г. в компании Caudron начались работы над его более боевой модификацией, получившей обозначение R.11. Работой руководил Поль Девиль.

Первый полет самолет совершил в марте 1917 года. От оригинала он отличался компоновкой шасси, размахом крыла и, прежде всего, назначением. В базовой версии это должен был быть многоцелевой самолет, приспособленный для взаимодействия с сухопутными войсками. Caudron R.11 имел длину 11,2 м, размах крыла 18 м и взлетную массу 2167 кг. Он был оснащен двумя двигателями Hispano-Suiza 8Bda мощностью 215 л.с., обеспечивающими максимальную скорость 183 км/ч и запас хода 600 км. Вооружение самолета состояло из 5 пулеметов калибра 7,7 мм, а экипаж состоял из 3 человек.

Caudron R.11
Caudron R.11

Первоначально было заказано 1000 машин, но к концу войны было построено только 370. Caudron R.11 поступил на вооружение в феврале 1918 г., первоначально как самолет поддержки, но вскоре стал использоваться в качестве истребителей сопровождения бомбардировщиков Breuget XIV. После их введения потери этих бомбардировщиков значительно снизились. Интересно, что целых 4 палубных стрелка из Р.11 числились в списке французских асов времен Первой мировой войны. Самым результативным из них стал Марио Виталис с 8 победами.

В середине 1918 г. начались испытания усовершенствованного варианта Р.11, получившего обозначение Р.12 и оснащенного более мощными двигателями. Испытания были завершены в 1919 году, но производство было решено не запускать, так как прирост характеристик был минимальным.
Caudron R.11 использовались французскими эскадрильями, но два самолета были испытаны в Великобритании как бомбардировщики, еще два — в США и еще два использовались в боевых действиях американскими подразделениями, сражавшимися во Франции. Все Caudron R.11 были окончательно списаны в июле 1922 года.

Андрей Бочкарев