Боевое применение истребителей

Боевая техника и тактика родов войск находятся в тесной диалектической связи друг с другом. С развитием и конструированием новых образцов оружия меняются также формы и методы ведения боя. Особенно заметно это наблюдается у самолетов-истребителей.

ax2  - Боевое применение истребителей

Современный истребитель пятого поколения

Формы и методы ведения боя определяются двумя факторами:

1) от тактико-технических характеристик истребителя, т.е. от его скорости полета, высоты полета, продолжительности полета, его маневренности, вооружения, прицельных приспособлений и аппаратов, которые позволяют совершать полеты при различных погодных условий, как днем, так и ночью;

2) от летно-тактических данных воздушной цели, ее вооружения, маневренности и прочности конструкции.

Само собой разумеется, что победа в воздушном бою достигается не только благодаря одному техническому превосходству. Самую важнейшую и решающую роль при любых обстоятельствах играет человек, а именно его воля, высокий боевой дух и способность использовать технику как можно эффективней.

Главным оружием истребителей, несколько лет назад, были неподвижные авиационные пушки. Стрельба из этого оружия обеспечивалась благодаря полуавтоматическим прицельным приспособлениям. Эти приспособления делали возможным ведение стрельбы при перехвате цели, где каждый выстрел направлялся на упрежденную точку. Это обстоятельство ведет к тому, что истребитель передвигается в так называемом вираже цели.

Учитывая современную возможную прицельную дальность авиационных пушек – стрельба на перехвате цели, возможна практически только сзади. Движущийся, в вираже цели, истребитель приближается к ее хвостовой части и затем, как правило, атакует при перехвате.

С растущей скоростью полета воздушных целей и атакующих истребителей – радиус виража цели становится все больше. Атаки становятся возможными только в крайне узком секторе задней части цели, т.е. непосредственно на ее хвостовую часть.

В случае, если истребитель имеет недостаточное превосходство в скорости, он приближается к цели за более долгий промежуток времени, когда цель уже пролетела значительную часть расстояния. Поэтому летчик-истребитель вынужден, совершать нападение на большом расстоянии от охраняемого объекта, так как в противном случае вражеский самолет может достигнуть своей цели до того, как он будет атакован.

В ряде случаев, особенно ночью повторные атаки полностью исключены, так как истребитель при маневре для повторного нападения отдаляется очень далеко от цели и визуальная или техническая зрительная связь с целью становится невозможной. Без помощи радиотехнических средств – летчик-истребитель больше не в состоянии снова обнаружить цель.

Уже эти определения позволяют сделать для пушечного вооружения следующий вывод: при фронтовых условиях пушечное вооружение в ряде случае не обеспечивает своевременное уничтожение цели, так как до появления противника на линии фронта у истребителей в распоряжении имеется слишком мало времени и пространства для совершения атаки.

В связи с этим, ищутся средства для поражения воздушных целей, которые уже при первой атаке гарантировали бы уничтожение цели, при этом не атакуя сзади. Этим требованиям в большинстве случаев соответствуют обычные и радиоуправляемые ракетные снаряды.

Обычные ракетные снаряды, выпускаемые залпами, делают возможным поражение цели при угле атаки, равном приблизительно 90°. На истребителе размещается радиолокационное прицельное устройство, которое позволяет атаковать противника с расстояния в несколько десятков километров, автоматически преследовать цель (при этом траектория движения истребителя к цели находится под одинаковым углом) и определять момент выстрела снаряда. Поэтому летчик-истребитель может атаковать цель спереди и с большого расстояния, при этом не рискуя столкнуться с целью или совершать атаку сзади, не тратя много времени на перехват. В ряде стран, в качестве основного вооружения для истребителей применяются радиоуправляемые и самонаводящиеся ракетные снаряды класса „воздух-воздух“ без ударного взрывателя с обычным ядерным зарядом.

С введением ракетных снарядов в вооружение истребителей нельзя отказываться от пушек. В ближайшем будущем ряд воздушных целей (военно-транспортные самолеты, вертолеты, автоматические воздушные шары) также будут перемещаться с небольшой скоростью, для уничтожения которых пушечных огонь представляется достаточно эффективным.

Пушечное оснащение следует снять с вооружения только у специальных типов самолетов, которые предназначены для уничтожения вражеских бомбардировщиков и крылатых ракет дальнего действия. Очевидно то, что фронтовой самолет-истребитель, выполняющий самые разнообразные задачи и наносящий удар по разнотипным воздушным целям, дополнительно оснащается пушечным оружием.

Главным боевым объектом для истребителей являются бомбардировщики, особенно носители ядерного и термоядерного оружия. Самолеты-истребители, которые не оснащены соответствующими устройствами для отличия авианосцев от других бомбардировщиков, должны рассматривать каждый вражеский самолет и каждую крылатую ракету как носителя ядерного оружия и уничтожить их до того, пока они достигли охраняемого объекта.

Бомбардировщики и крылатые ракеты в условиях фронта совершают относительно прямолинейный полет к цели с более или менее постоянной скоростью и высотой полета. Поэтому для истребителя существует возможность, упростить перехват противника. А именно, если цель передвигается прямолинейно и равномерно, то истребителю легче определить упрежденную точку полета.

В зависимости от вероятности попадания для уничтожения цели, например, бомбардировщика, могут быть задействованы несколько истребителей. Если летит вражеское формирование в закрытом боевом порядке, то обеспечивается хорошая визуальная связь и взаимодействие ведение огня всех вражеских самолетов. Поэтому для борьбы с этим формированием должно использоваться определенное количество истребителей, которые могут вести групповой воздушный бой с одновременными и следующими одна за другой атаками.

При одновременной атаке все истребители производят выстрелы по цели данной группы, причем осуществляют полет в боевом порядке, при котором каждый самолет повторяет маневр ведущего самолета и строго придерживается своей выделенной позиции. Но, с возрастанием скорости осуществление концентрированных атак возможно только в группе с максимум четырьмя истребителями.

С дальнейшим увеличением скоростей и высоты полета бомбардировщиков и истребителей одновременные атаки становятся все сложнее. Возможны только последовательные атаки в одиночку (один за другим). Кроме того, следует заметить об отсутствии возможности проведения одновременных групповых атак в облаках, как ночью, так и днем, в чем также и нет необходимости, так как бомбардировщики летят на фронт эшелонировано в глубине и высоте полета.

Бомбардировщиками достигается скорость полета, равная 2000-2500 км/ч и высота более чем 20 000 м. Они способны достигнуть значения максимальной высоты уже после 1,5-2 минут после старта. Это существенно отражается на формах и методах боевых действий.

На таких скоростях ведение воздушного боя между истребителями становится слишком проблематичным. Самолет-истребитель противника – как цель, по сравнению с бомбардировщиком, подвижнее. Поэтому атакующий истребитель в воздушном бою должен, в определенной мере, повторять маневр противника. Летчики-истребители должны избегать атаки противника с помощью такого маневра, который противник может повторить с трудом. Следовательно, воздушный бой между истребителями должен вестись с интенсивным маневрированием.

Однако, такое ведение боя становится для истребителей с сверхзвуковой скоростью все сложнее. Достаточно уже одного примечания, что при скоростях полета в 2400 км/ч максимально возможный радиус виража на высоте 12 000 м составляет 8,5 км, в то время как на высоте 17 000 м он увеличивается до 20 км. Совершено ясно, что истребители не увидятся, если они движутся на одинаковой линии окружности и угол между ними составляет 180º. При вертикальном маневре при равной скорости полета выравнивание из пикирующего полета при пятикратной перегрузке сопровождается потерей высоты в 6500 м и при трехкратной перегрузке – потерей высоты до 12 000 м. Таким образом маневрирование на высоте приведет к потере визуальной связи между истребителями.

Бой с вражескими летчиками-истребителями становится необходимым и возможным только при обороне от их нападений на собственные бомбардировщики. Если вражеский летчик-истребитель перехватывает бомбардировщик прямолинейно, то и атака на него может осуществляться также прямолинейно. В таком случае воздушный бой между истребителями практически ничем не отличается от боя с бомбардировщиками противника.

При ведении боевых действий днем в облаках и ночью при отсутствии визуальной видимости, а также при полете на высоких скоростях – летчик-истребитель не в состоянии своевременно и точно определить расстояние к цели, момент открытия огня и прекращение наступления. При этом погрешности могут принять такие масштабы, что вероятность попадания при приблизительном контроле данных прицельных приспособлений и реагирования на них летчиком-истребителем (уточнение цели, открытие и прекращение огня, управление самолетом при прекращении нападения) равна нулю.

В связи с этим возник вопрос, полностью автоматизировать весь процесс перехвата воздушной цели самолетом-истребителем.

Но при этом, если бы весь процесс нападения стал бы автоматизированным, то появилась бы возможность перейти к беспилотным истребителям, тем более, потому что взлет и посадка беспилотных самолетов уже практически освоена. Этот вопрос активно обсуждается в зарубежной военной литературе. Переход к беспилотным самолетом считается необходимым, так как при скоростях полета, которые в два, три раза превышают скорость звука боевые действия летчика-истребителя проходят всегда с опозданием. Одновременно с этим отказ от пилотируемых и истребителей некоторыми военными экспертами рассматривается как преждевременный. Автоматические устройства управления истребителей – обоснованное благодаря использованию электромагнитных колебаний – подвержены различным помехам. Поэтому возможны неточности или полный отказ оборудования.

Кроме того, беспилотный истребитель может быть подвержен атаке со стороны вражеского самолета. В таких случаях требуется летчик, который может выключить управляющее устройство и начать самостоятельно управлять самолетом. Поэтому тактические факторы определяют то, что пилотируемые самолеты до сих пор задействуются при выполнении боевых задач.

Нельзя также забывать о том, что для ведения боевых действий широко применяются летательные аппараты с небольшой скоростью (вертолеты, транспортные самолеты), уничтожение которых с помощью пилотируемых истребителей представляется самым эффективным. Благодаря снижению взлетного веса применение беспилотных истребителей ведет к дальнейшему повышению его скорости и высоты полета. Кроме веса пилота экономия происходит также за счет следующих вещей: вес сидения, парашюта, освещения кабины, прицельного приспособления, управления самолетом и двигателем, системы за контролем полета и двигателя, корпуса и навигационных устройств, а также кислородного оборудования, вес герметизации кабины, бронезащита пилота и т.д. Кроме того, значительно улучшаются аэродинамические формы фюзеляжа самолета, так как больше нет необходимости в использовании прозрачной кабины и других вещей, которые, как правило, выходят за пределы основного контура фюзеляжа.

Увеличение высоты и скорости полета беспилотного истребителя, его скороподъемность при больших углах набора высоты, необходимость в прямолинейном нападении на цель, его автоматическое управление на всей траектории полета к цели ставит его на одном уровне с ракетным снарядом класса „земля-воздух“. В связи с этим в зарубежных военных изданиях ставится вопрос о замене данных истребителей радиоуправляемыми зенитными ракетами.

При этих оговорках забывают о двух существенных преимуществах истребителей. Первое преимущество состоит в их значительно лучшей маневренности по сравнению ракетными снарядами, благодаря которой истребители могут применяться для перехвата цели в любом направлении на расстоянии в сотни километров от охраняемого объекта. Второе преимущество заключается в том, что ракетный снаряд имеет только одноразовое действие, а истребитель может совершать вылеты многократно и уничтожать не лишь один, а десятки самолетов противника.

Определенные проблемы вытекают из конструкционного характера будущих бомбардировщиков, которые состоят в том, что их скорость полета может достигнуть таких величин, при которых будет возникать нагрев внешней оболочки самолета. Что ведет к снижению прочности материала частей самолета и следовательно к их деформации. Поэтому внешняя оболочка сверхзвуковых самолетов изготавливается из сплавов соответствующей прочности.

Внешняя оболочка имеет толщину в несколько сантиметров, поэтому практически обеспечивает защиту от мелкокалиберных пуль и осколков ракеты и т.д. Отныне необходимо заниматься поиском новых, более мощных средств уничтожения. К таковым относятся ракетные снаряды класса „воздух-воздух“ с ядерным зарядом.

Применение таких ракетных зарядов обуславливается возможностью ведения стрельбы с очень больших расстояний, для того чтобы во время покинуть радиус действия взрывной волны, так как самолет-истребитель в первые секунды после выстрела снаряда движется в этом направлении. Исходя их этой позиции, целесообразным представляется производить выстрел не до, а после прохождения летчиком-истребителем атакующей воздушной цели. Поэтому возможно избежать силы действия ударной взрывной волны и находиться на расстоянии, обеспечивающем безопасность экипажа самолета.

В этом в общих чертах и заключается влияние техники на развитие форм и методов ведения воздушного боя. Очевидно то, что развитие техники оказывает огромное влияние на тактику воздушного боя, который также ставит все новые требования к боевой технике.