Между тем, в инженерную психологию и эргономику термин «фактор» пришел от латинского слова factor, означающего делающий, производящий, выступающий в качестве причины воздействия, процесса или явления. И «человеческий фактор» в русском языке, прежде всего, означает духовную, психическую или психофизиологическую причину действий, деятельности и поступков человека. И не только неблагоприятных по своим последствиям.
По статистике на одну авиационную катастрофу приходится 12-15 случаев, требующих в полете от экипажа неординарных решений и действий. При этом только треть из них предусмотрена инструкциями. Поэтому экипаж вынужден действовать, мобилизуя интеллектуальные и психофизиологические резервы для оценки обстановки и оперативного принятия решений, обеспечивающих благоприятных исход и безопасность полета. Отсюда следует, что в подавляющем числе экстремальных ситуаций именно человеческий фактор обеспечивает благоприятный исход и безопасность полетов.
О человеческом факторе в полный голос заговорили в связи с созданием сложных человеко-машинных комплексов. Без человека надежное функционирование комплексов было невозможным. В них он являлся главным звеном: определял цели, задачи, режимы работы и способы управления. Эффективность функционирования комплексов во многом определялась согласованием характеристик человека и техники. Научно-технический прогресс позволял автоматизировать решение многих задач, ранее выполняемых только человеком или при его обязательном участии. При наличии информационной, технической, технологической возможности и экономической целесообразности конструкторы передавали «человеческие» функции машине. А человеку оставляли функции и задачи, которые не удавалось автоматизировать дешево и надежно. Такой подход к распределению функций нередко снижал надежность функционирования системы «человек-машина» в целом. В связи с этим возникла проблема учета человеческого фактора при распределении функций в системах управления и сложных технических комплексах. В ее решение большую роль сыграли инженерные психологи, врачи-физиологи, эргономисты, другие специалисты по человеческому фактору, изучающие психофизиологические возможности и характеристики человека-оператора и закономерности его трудовой деятельности в целях использования при создании и эксплуатации техники. А инженерная психология и эргономика сформировались как отрасли знаний о трудовой деятельности, учет которых в процессе создания и эксплуатации сложных технических комплексов и систем способствует повышению их эффективности и надежности.
Проблема обеспечения безопасности полетов является одной из важнейших в авиации. Анализ причин авиационных происшествий показывает, что в 5-15% случаев они не устанавливаются, в 15-20% случаев – связаны с отказом техники, в том числе в результате действия внешних факторов, а в 70-75% случаев – с ошибочными или несвоевременными действиями экипажа. Показано, что в основе таких действий, явившихся «причинами» летных происшествий, лежат эргономические недостатки техники или условия летного труда. Причины не-продуманных или опрометчивых поступков и решений кроются в организации летной деятельности, которая должна мотивировать летчика обеспечивать безопасность полетов, повышать уровень профессиональной подготовки. Противоречие экономических, нравственных, карьерных и других критериев оценки летной деятель-ности требованиям безопасности – мина замедленного действия. Рано или поздно это становится причиной ошибочных действий летного состава или провоцирует на поступки и действия с трагическими последствиями. Летчик в силу своих психологических или личностных особенностей может ошибаться. Но система учета человеческого фактора в интересах обеспечения безопасности полетов технически и организационно обязана помочь ему своевременно исправить положение. Так одной из причин остановки двигателей в воздухе стала выработка топлива из-за того, что при работе на полигоне летчик выпустил тормозные щитки, а после выполнения маневра забыл их убрать. Между тем выяснилось: индикация, привлекающая внимание к тому, что тормозные щитки не убраны, отсутствует. Если экипаж совершает ошибочное действие, а сигнализации об этом нет, значит, система информирования летчика об отказах техники и работе ее систем нуждается в доработке. В авиационном происшествии следует искать не виновника, а причины, вынудившие летчика действовать не лучшим образом.
Главным препятствием на пути обеспечения безопасности полетов и создания современной конкурентоспособной авиационной техники становятся равнодушие, некомпетентность и нежелание решать проблемы обеспечения безопасности полетов, непонимание важности и эффективности учета человеческого фактора в интересах обороны и безопасности государства.