Согласно последним данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), за последние 50 лет реальные доходы авиакомпаний от пассажиров упали в шесть раз. Хотя отдельные события могут временно увеличить прибыль, общей тенденцией последних пяти десятилетий является значительное снижение финансовой прибыли.
За последние пять десятилетий в авиационной отрасли произошло более чем 4-кратное снижение реальных удельных затрат и почти 6-кратное снижение реальной прибыли. Эта тенденция, обусловленная технологическим прогрессом, а также значительными изменениями в законодательстве, осталась неизменной, даже несмотря на различные глобальные макроэкономические потрясения, с которыми отрасль столкнулась в последние годы. Ожидается, что эта тенденция сохранится в 2023 году.
Управление прибылью играет для авиакомпаний ключевую роль в максимизации их доходов, позволяя перевозчикам устанавливать цены на билеты в соответствии с ожидаемым спросом. Термин “управление прибылью” был введен бывшим генеральным директором American Airlines Робертом Крэндаллом, который назвал его “самым важным техническим достижением в управлении транспортом после дерегулирования”. Несмотря на снижение прибыли, рост числа пассажиров означает, что общий доход авиакомпаний продолжает расти. У многих перевозчиков наблюдалось значительное восстановление пассажиропотока, который был нарушен пандемией уханьского коронавируса COVID-19. Эта тенденция, вероятно, сохранится еще некоторое время. Многие перевозчики зафиксировали возврат к прибыльности, а также рекордные доходы, более высокие, чем до начала пандемии.
Технологический прогресс
Внедрение турбореактивных двигателей произвело революцию в авиаперевозках в 1950-х годах, и с тех пор авиационная отрасль экспоненциально выросла в глобальном масштабе. За это время произошло значительное увеличение пассажиропотока, а также усиление конкуренции, что оказывало давление на постоянное снижение цен на билеты.
Со временем многие ручные процессы были автоматизированы, что, в свою очередь, помогло снизить фактические удельные затраты авиакомпаний. Механические приборы все чаще заменяются цифровыми системами, а технологические достижения позволили значительно снизить вес самолета, что привело к повышению эффективности использования топлива. Топливо является самой крупной статьей расходов авиакомпаний, поэтому разработка современных, более экономичных самолетов, таких как Airbus A350 и Boeing 787, помогла еще больше сократить фиксированные расходы.
Несмотря на вызовы последних лет, авиационная отрасль продолжает расширять границы технологических возможностей, преследуя цель достижения нулевого уровня выбросов. Цель должна быть достигнута к 2050 году. Авиационная отрасль по-прежнему стремится обеспечить более дешевые авиаперевозки, которые, как теперь ожидается, будут более экологически устойчивыми.
Нормативные изменения
В дополнение к технологическим инновациям либерализация авиаперевозок также значительно повлияла на расходы и доходы авиакомпаний в последние годы. Закон США о дерегулировании авиакомпаний был принят в 1978 году, что сняло федеральный контроль над тарифами и маршрутами и позволило новым авиакомпаниям свободно выходить на рынок.
Растущая конкуренция заставила традиционных перевозчиков снизить стоимость авиабилетов, и к 1986 году среднее количество пассажиров в США было на 25 процентов выше, чем в предыдущем году, а также выше, чем в Европе, где небо еще строго регулировалось законом. Дерегулирование также привело к созданию ступичной модели, которая сейчас используется многими авиакомпаниями, такими как Lufthansa, KLM, LOT Polish Airlines и United Airlines. Использование такой модели позволяет дополнительно снизить постоянные расходы авиакомпаний.
Создание единого рынка в Европейском союзе в 1993 году стало катализатором дерегулирования авиакомпаний. После создания единого европейского рынка правила ЕС также претерпели изменения. Они были направлены на интеграцию нескольких национальных европейских рынков в единый конкурентный рынок авиаперевозок, что привело к эффективной либерализации отрасли в регионе. Эти два новаторских события вдохновили другие регионы и страны начать либерализацию воздушного транспорта не только на национальном, но и на международном уровне.
Дерегулирование привело к появлению многих бюджетных перевозчиков. Такие авиакомпании, как Ryanair, Wizz Air и easyJet, произвели революцию в воздушном транспорте в Европе. С момента их создания в Европе возник новый спрос на авиарейсы, поскольку низкие тарифы побудили людей, которые ранее не могли позволить себе относительно дорогие по тем временам авиаперелеты, пользоваться услугами воздушного транспорта. Многие традиционные авиакомпании начали копировать бизнес-модели лоукостеров, в результате чего разницы в их услугах, оказываемых на территории Евросоюза, практически теперь нет.
Андрей Бочкарев