Согласно последним данным, предоставленным Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA), ноябрь 2022 года стал очередным месяцем, в котором было зафиксировано постепенное восстановление воздушного движения. Однако, по мнению Ассоциации, картину положительных тенденций омрачает разочаровывающая реакция правительств разных стран на открытие границ Китаем.Есть много признаков того, что авиационная отрасль постепенно приближается к цели восстановления авиаперевозок до допандемического уровня — такие выводы делаются после анализа данных о пассажирских перевозках в ноябре 2022 года. Положительные тенденции подтверждаются как солидным ростом транспортных результатов за год, по сравнению с прошлым годом и тем, что в глобальном масштабе сокращает разрыв в темпах восстановления внутренних и международных авиаперевозок.
Европа лидирует в возвращении к допандемическому уровню международных авиаперевозок
Общий спрос на пассажирские авиаперевозки, измеряемый в пассажиро-километрах (кпк), в ноябре вырос на 41,3 процента по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, достигнув уровня 75,3 процента ноября 2019 года, то есть до пандемии коронавируса. Международные авиаперевозки увеличились на 82,2 процента в годовом исчислении. Рост был зафиксирован во всех регионах мира, при этом самый высокий показатель, 373,9 процента, был зафиксирован в Азии. В том же месяце на 3,4 процента увеличился пассажиропоток на внутренних авиаперевозках. Как отмечает IATA, на темпы роста этого сегмента большое влияние оказали все еще действующие в Китае в ноябре ограничения на внутренние авиаперевозки. Всего за ноябрь внутренние авиаперевозки достигли уровня 77,7 проц. от трафика, зафиксированного в том же месяце в году, предшествующему до пандемии.
В ноябре Европа была ближе всего к возвращению к допандемической ситуации в международных авиаперевозках. Там было достигнуто 82,8 процента от уровня перевозок, достигнутого в ноябре 2019 года. Т.о. Европа немного опередила Северную Америку (83,2 проц). Европа также улучшила показатели грузоперевозок на 45,3 проц. По сравнению с ноябрем 2021 года пропускная способность увеличилась на 25,1 проц., а средний коэффициент загрузки (LF) улучшился на 11,6 проц., достигнув 83,6 проц., что является самым высоким показателем среди всех регионов мира. Самая высокая динамика восстановления внутренних авиаперевозок зафиксирована в Австралии (190 проц.), тогда как ноябрьские внутренние авиаперевозки в США почти сравнялись с допандемическим уровнем (99 проц.).
IATA раскритиковала реакцию Китая на открытие границ
Презентация результатов авиаперевозок за ноябрь 2022 года была омрачена информацией о возвращении санитарного контроля на международных рейсах, что стало реакцией на открытие границ Китаем. По мнению руководства ассоциации, такие решения политически мотивированы, поскольку как трехлетний опыт периода пандемии, так и наука не подтверждают их эффективность, из-за чего IATA неоднократно призывала отказаться от использования контроля путешественников.
“Транспортные итоги ноября наглядно подтверждают, что пассажиры высоко ценят свободу передвижения. К сожалению, реакция Китая на открытие международных авиаперевозок в январе этого года показывает, что многие правительства по-прежнему руководствуются политическими соображениями, когда речь идет о COVID-19 и путешествиях. Эпидемиологи, Европейский центр профилактики и контроля заболеваний и другие заявили, что повторное введение тестирования путешественников из Китая мало что даст для предотвращения распространения уже присутствующего в мире вируса”, — заявил генеральный директор IATA Уилли Уолш.
В то время как более ранняя критика Уолша по поводу возвращения к проверке путешественников из Китая была отмечена и широко распространена правительственными СМИ КНР, такими как China Daily, на этот раз глава ИАТА также раскритиковал китайское требование о тестировании перед полетом в Китай, а также подчеркнул потребность в эффективных доступных инструментах для снижения распространения COVID-19 (Китай отказывается от использования западных вакцин, которые, по данным Всемирной организации здравоохранения, более эффективны, чем китайские вакцины).
“Противодействие Китая применению этих мер подрывается его собственными требованиями к тестированию перед отъездом для путешественников, летящих в Китай”, — Уолш призвал правительства сосредоточиться на использовании доступных инструментов для эффективного управления рисками COVID-19, включая более качественные медицинские товары и вакцины, а не на повторении процедур, которые снова и снова терпели неудачу в течение последних трех лет.
Андрей Бочкарев