Болгарские летчики отказываются летать на МиГ-29

Болгарские летчики отказываются летать на МиГ-29

Болгарские военные летчики с базы Граф Игнатьево во вторник отказались от выполнения тренировочных полетов, объясняя это тем, что у них нет уверенности в их безопасности. Такие действия им разрешены уставом.


В истории болгарской военной авиации, которое в прошлом году отмечало 105-летие своего образования, такой отказ случается впервые. По мнению авиационного эксперта портала aviav.ru, это «разумный метод летчиков, которые в отличие от полицейских и пожарников, не имеют право на протесты, показать, что ситуация в военной авиации находится не в полном порядке».

Министр обороны Красимир Карачканов заявил, что «кто-то сознательно подогревает ситуацию на базе в Граф Игнатьево». Обещал, что в ближайшее время выявит смутьянов. Департамент обороны, в свою очередь, подтвердил отсутствие тренировочных полетов. До конца октября, в соответствие с соглашением между министерствами образования Болгарии и Италии, их выполняют итальянские истребители. По заявлению министерства, отказ пилотов связан с их недовольством состоянием военной авиации.

Болгария располагает 15-ю истребителями МиГ-29, из которых большинство неисправны. Два года назад военные власти Болгарии отказались возобновить соглашение с российским производителем РСК МиГ и заключили контракт с Польшей по ремонту шести двигателей для самолетов МиГ-29. Один из этих двигателей, по данным портала aviav.ru, сильно поврежден и не пригоден к дальнейшему использованию. Позже с российской стороной было заключено соглашение по поставке 4 двигателей и ремонту шести. Двигатели поставлены, но их документация еще не упорядочена и установка на самолеты невозможна.

Отказ пилотов от тренировочных полетов во вторник на прямую связан с колебаниями болгарских властей в вопросе оснащения военной авиации. На прошлой неделе глава болгарских ВВС Цанко Стойков заявил в одном из интервью, что «пилоты демотивированы, даже чувствуют себя оскорбленными в связи с процессом выбора нового истребителя, который представляется сильно политизированным». «Проблемы безопасности пилотов и исправности оборудования остается на заднем плане», – добавил он.

В свое время правительство Огняна Герджикова объявило в апреле результаты тендера на новые истребители: первое место занял Gripen, производимый шведским концерном SAAB, и итальянцы, предложившие бывшие в употреблении Eurofighter Typhoon. Третья оферта, предложенная Португалией и касающаяся американских F-16, была оценена МО негативно и не рассматривалась.

Через несколько месяцев кабинет Бойко Борисова аннулировало эти результаты и объявила о проведении следующего тендера, подчеркивая, что необходимо рассмотреть португальско-американское предложение на бывшие в употреблении F-16. Пока дата нового тендера не определена. Позднее министр обороны признал, что Болгария стремится заключить соглашение с Россией по вопросу капитального ремонта истребителей МиГ пока вопрос с новыми самолетами откладывается. Во вторник он заверил, что «новые истребители будут», но не сообщил никаких сроков.

В пользу модернизации ВВС и покупку новых истребителей высказался также президент Румен Радев, бывший военный летчик, бывший начальник базы Граф Игнатьево и бывший командующий ВВС. Он неоднократно критиковал правительство за отказ от запланированной покупки новых самолетов в пользу б.у. F-16.