Bombardier Global Express

Bombardier Global Express – дальнемагистральный самолёт бизнес-класса. Выпускается компанией «Bombardier Aerospace» (Канада, Торонто). Сейчас в эксплуатации три варианта этой модели  – базовый вариант Global Express, Global 5000 и Global 6000. Кроме того, в разработке находятся Global 7000 и Global 8000.

Bombardier Global Express - Bombardier Global Express

Bombardier Global Express

Global Express был модифицирован для выполнения операций военного назначения. Он эксплуатируется Royal Air Force Raytheon Sentinel, the United States Air Force E-11A и United Arab Emirates Air Force.

Global Express может совершать межконтинентальные перелёты без дозаправки (например, Нью-Йорк – Токио).

В своём классе Global Express составляет конкуренцию Airbus Corporate Jet, Boeing Business Jet и Gulfstream G550/650.

Проектно-конструкторские работы

«Bombardier Aerospace» приступила к разработкам самолёта в 1991 году. Официально программа стартовала в 1993 году. Первый полёт состоялся 13 октября 1996 года.

У Global Express такое же поперечное сечение и длина фюзеляжа, как у самолётов семейства Bombardier CRJ. Однако, несмотря на эти сходные величины, назначение у этих машин разное.

Global Express обладает принципиально новым крылом со сверхкритическим профилем и стреловидностью в 35°, а также современным T-образным хвостовым оперением. Его силовая установка состоит из двух турбореактивных двухконтурных двигателей BMW RollsRoyce BR-710 с электронной цифровой системой управления. Современная кабина пилотов оснащена шестью экранами комплекса Honeywell Primus 2000 XP EFIS. По желанию заказчика могут быть установлены индикаторы (проецирования показаний приборов) на лобовом стекле.

О строительстве Global Express было объявлено  на конференции Национальной ассоциации бизнес-авиации, которая состоялась 28 октября 1991 года. В следующем году на выставке  этой же ассоциации прошла демонстрация полномасштабной модели кабины этого самолёта. Разработки начались в начале 1993 года. Официально программа строительства Global Express стартовала 20 декабря 1993 года.

Смотрите также:  Pilatus PC-24 продемонстрируют с пассажирским салоном

В реализации программы строительства Global Express принимают участие три дочерние компании «Bombardier Aerospace». «Canadair»  занимается строительством носовой части.

«Short Brothers» конструирует гондолы, горизонтальный стабилизатор и переднюю часть фюзеляжа.  «De Havilland Canada» строит хвостовую часть фюзеляжа, вертикальное хвостовое оперение, а так же производит сборку.  Кроме того, в строительстве самолёта принимает участие японская компания «Mitsubishi Heavy Industrie». Она конструирует крылья и центральные секции фюзеляжа.

Global 5000

Global 5000  построен на основе Global Express.  По сравнению с базовой модификацией у него  короче носовая часть фюзеляжа и меньше максимальная полётная дальность.

О строительстве Global 5000  было объявлено 21 октября 2001 года. Само строительство официально началось 5 февраля 2002 года. Первый полёт состоялся 7 марта 2003 года. Прежде всего,  в ходе этого полёта проводилась проверка основных функциональных возможностей и оценка пилотажных характеристик машины.

Global 5000 впервые был продемонстрирован публике на Парижском авиасалоне в июне 2003 года.

Global 5000 способен развивать крейсерскую скорость 0.89 Маха, что делает его одним из самых быстрых дальнемагистральных самолётов.

В своей стандартной конфигурации самолёт может нести на своём борту до 18 пассажиров. В хвостовой части можно оборудовать комнату отдыха или спальню. Есть полностью оборудованная кухня и два санузла.

Первоначально максимальный взлётный вес у Global 5000 был 40.200 кг.  Но в последствие его увеличили до 41.954 кг. Это позволило брать на борт больший запас топлива и, таким образом, увеличить максимальную полётную дальность – 9.637 км. Максимальная полётная высота 16 тыс. метров. Стандартная скорость захода на посадку 200 км/час. Для приземления требуется примерно 790 м взлётно-посадочной полосы.

Смотрите также:  A350-900 Ultra Long Range для Singapore Airlines

Global 5000 имеет следующие отличия от базовой модели Global Express:

– длина фюзеляжа короче на 313 мм;

– максимальный взлётный вес меньше на 2.500 кг;

– максимальная дальность полёта короче на 1.200 морские мили;

– отсутствие топливного бака в хвостовой части фюзеляжа;

– иное расположение авиационного и радио-электронного оборудования в кабине пилотов.

Global 6000

Global 6000 – это улучшенная модификация базовой модели.  О её строительстве было официально объявлено на выставке Национальной ассоциации бизнес-авиации в Орландо (СЩА, Флорида) 6 октября 2003 года.

Global 6000 превосходит базовую модель по круизной скорости и дальности полёта.  Кроме того, у него более удобная компоновка салона.

Увеличение дальности полёта достигнуто за счёт дополнительного топливного бака, который установили на корневом сечении крыла.

Время заправки Global 6000 меньше, чему у базовой модификации.  Это достигнуто благодаря улучшенным компьютерным системам и механическим доработкам.

Global 6000 поступил в эксплуатацию в начале 2012 года.

Его стоимость составляет 45.5 миллиона долларов США.

Гражданские модификации

– BD-700-1A10: Global Express и Global 6000 (или Global Express XRS);

– BD-700-1A11: Global 5000;

Военные модификации

-GlobalEye multi-role AEW&C;

-Raytheon Sentinel R;

-Saab Swordfish$

-E-11A.

Технические данные

Модель Global 5000 Global 6000
Состав экипажа 3 4
Максимальная пассажирская загрузка 18 18
Длинна 29.5 м 30.3 м
Размах крыла 28.7 м 28.7 м
Площадь крыла 94.8 кв. м 94.8 кв. м
Высота 7.8 м 7.8 м
Длина салона 12.41 м 13.8 м
Ширина салона 2.41 м 1.98 м
Высота салона 1.88 м 1.88 м
Максимальная стояночная масса 42.071 кг 45.246 кг
Максимальный взлётный вес 41.957 кг 45.132 кг
Максимальный посадочный вес 35.652 кг 35.652 кг
Максимальный вес без топлива 26.308 кг 26.308 кг
Эксплуатационная масса 23.070 кг 23.691 кг
Максимальная масса топлива 17.804 кг 20.434 кг
Максимальная загрузка 3.238 кг 2.617 кг
Двигатели Rolls-Royce BR710 A2-20 Rolls-Royce BR710 A2-20
Тяга 65.6kN 65.6kN
Максимальная скорость 934 км/час 934 км/час
Крейсерская скорость 902 км/час 902 км/час
Взлётная дистанция 1.689 м 1.974 м
Посадочная дистанция 814 м 814 м
Максимальная высота при эксплуатации 15.545 м 15.545 м
Начальная крейсерская высота 12.497 м 12.497 м
Смотрите также:  Супервумен в авиакомпании Emirates