Bombardier изучает концепцию летающего крыла для создания бизнес-джетов будущего

Концепция летающего крыла в гражданской авиации может получить новый импульс благодаря решению Bombardier разработать бизнес-джет по схеме “бесхвостка”. Самолет все еще находится в стадии предварительного концептуального исследования и аэродинамических испытаний масштабной модели. Презентация масштабной модели, использованной при испытаниях в аэродинамической трубе, состоялась на Ebace 2022, крупнейшем мероприятии деловой авиации в Европе, которое состоялось на прошлой неделе в Женеве, Швейцария. Некоторые из результатов, полученных в ходе испытаний новой концепции, Bombardier сможет также использовать для аэродинамических улучшений на существующих самолетах и ​​в новых проектах, таких как Global 8000. Концепция летающего крыла не новость для гражданской авиации. Она позволяет получить большую аэродинамическую эффективность и меньший расход топлива наряду с возможностью увеличения кабины и более получения высоких скоростей.

Несуществующая ныне компания McDonnell Douglas изучала концепцию летающего крыла в 1990-х годах, но столкнулась с проблемой регулирующих правил как с самым большим препятствием, поскольку пассажирский салон не соответствовал юридическим требованиям к системам аварийной эвакуации. Тем не менее, летающее крыло оказалось жизнеспособной моделью в военной авиации, нашедшей применение в разработке и эксплуатации B-2 Spirit, а затем с B-21 Raider.

Исследования по использованию самолета, основной конструкцией которого является крыло, объединенное с фюзеляжем, ведутся уже несколько десятилетий, но его аэродинамическая осуществимость сталкивается с важными технологическими проблемами, такими как необходимость в сложной системе управления полетом и электронных средствах пилотирования, увеличивающих стоимость разработки и эксплуатации. В ближайшие месяцы будут созданы более масштабные модели для оценки поведения в полете гражданского самолета с летающим крылом, что поможет получить важные новые данные об эффективности и проблемах этой архитектуры.

На данный момент компания Bombardier работает над аэродинамическими исследованиями, оценивая преимущества, предлагаемые летающим крылом, но сосредоточила свои усилия на создании новой, более эффективной и технически жизнеспособной силовой установки в краткосрочной перспективе. Одним из текущих решений является использование возобновляемого авиационного топлива, что может снизить затраты и выбросы загрязняющих веществ.

Андрей Бочкарев