Страницы истории авиации: Praga E-51 – забытый чехословацкий самолет-разведчик

Оккупация Чехословакии Германией в 1939 году привела к прекращению работ над многими интересными проектами. Одним из них был проект самолета-разведчика и легкого бомбардировщика Praga E-51.

Praga E-51
Praga E-51

В 1936 году на заводе ČKD-Praga начались работы над двухмоторным самолетом-разведчиком и легким бомбардировщиком Praga E-51. Их возглавил Ярослав Шлехте. Характерной особенностью машины должна была стать компоновка конструкции, обеспечивающая максимально возможную обзорность и возможность установки большого количества камер. Кроме того, машина должна была быть способна нести бомбы.

Работа над самолетом затянулась в основном из-за проблем с двигателями. Запланированные на самолет двигатели не были поставлены по техническим причинам, поэтому конструкция была адаптирована под новые двигатели. Наконец, только 26 мая 1938 года самолет совершил первый полет. Первые же испытания показали необходимость исправления, а это привело к тому, что работа над машиной вновь затянулась. Когда в начале 1939 года Чехословакия была оккупирована Германией, работы над самолетом были остановлены. Единственный построенный прототип был передан немецкой компании Klemm, которая осмотрела его с целью анализа возможности запуска в производство. Это решение, однако, не было окончательно начато, так как имеющиеся немецкие конструкции были уже более совершенными и готовыми к серийному производству. Дальнейшая судьба прототипа Е-51 неизвестна. Машина была либо списана, либо уничтожена во время войны.

Praga E-51 имел длину 11,7 м, размах крыла 15,6 м и взлетную массу 4120 кг. Силовая установка состояла вы из двух рядных двигателей Walter Sagitta I-MR мощностью по 560 л.с. каждый. Они обеспечивали максимальную скорость 380 км/ч и крейсерскую скорость 330 км/ч, а также дальность полета 900 км. Вооружение состояло из двух 7,92-мм пулеметов и груза 500 кг бомб. Экипаж состоял из 3 человек.

Praga E-51 во много напоминала голландский Fokker G.I. Оба самолета были построены одновременно и использовали схожие конструкторские и технические решения, хотя на практике не имели ничего общего.

Андрей Бочкарев