Что вы не знали о пилотах

Со стороны профессия пилота кажется весьма романтичной и опасной. Так ли это на самом деле, нам рассказали сами летчики, и здесь мы собрали интересные факты об их необычной и ответственной работе.

Обучение

Чтобы занять кресло пилота в самолете, необходимо пройти долгий путь. Сначала юных летчиков ждет авиационное училище, затем подготовка в центрах на бортах, которые используются в конкретной авиакомпании. При успешной сдаче экзаменов, выпускник допускается к полету.

Поначалу он занимает кресло второго пилота в качестве стажера, так он обязан совершить не менее 50 рейсов. При этом самолет сопровождает настоящий второй пилот. Лишь с 51-го рейса стажер сможет официально получить заветную должность.

Много времени студенты проводят на авиатренажерах. Они по виду напоминают нос самолета, двигаются, трясутся, воспроизводя все нюансы настоящего рейса: турбулентность, шум, перегрузку, инерцию. За окном будущие пилоты видят облака и пейзажи.

Тренировки проводятся под наблюдением инструктора. Его задача – воссоздать все возможные внештатные ситуации. Поэтому ученик еще в вузе «на практике» проходит аварийные посадки, приземление в грозу, обнаружение неисправностей и даже столкновение в полете с другим воздушным судном. Будущий пилот обретает навыки  управления в ручном режиме и мгновенного принятия решений.

Конечно, летчики учатся и многим другим вещам, узнают всё про строение и оснащение самолетов, аэропорты, условия полетов. А еще есть специальный курс по риторике, где студенты обретают опыт спокойной, четкой и внятной речи при любых обстоятельствах. Также на занятиях они получают навыки самообороны. Раз в год обязательно проходят медкомиссию, это касается и студентов, и практикующих пилотов.

Работа

Пилот должен летать 900 часов в год в России и Евросоюзе или 1000 часов в год в США или Китае. Графики бывают разные, обычно чередуется четыре дня работы и 3–4 дня отдыха. Некоторые выбирают режим 6/6. Между двумя полетами отдых должен составлять не менее 12 часов, а если был ночной рейс, то 24 часа. На практике это правило не всегда соблюдается.

Экипажи постоянно сортируют. Когда меняются вторые пилоты и стюарды, то каждый работает очень ответственно, максимально контролируя ситуацию. Если летчик допустит оплошность, то его могут наказать – отправить на короткие ночные рейсы. Стоянка между ними составляет три часа, и экипажи сильно устают.

На должность командира корабля вторых пилотов принимают авиакомпании. Для этого необходим налет от 1500 часов на конкретном самолете, отличные характеристики, стрессоустойчивость, железные нервы и здоровье, умение мгновенно реагировать на ситуацию и организовывать экипаж. Конкуренция при этом большая, многие мечтают стать капитанами.

Командир корабля управляет полетом, все обязаны его беспрекословно слушаться. Но обязанности пилотами делятся поровну. Они заранее решают, кто будет выполнять взлет и посадку, регулировать автопилот, общаться с диспетчерами, приветствовать пассажиров и т.д.

Готовиться к рейсу начинают не менее чем за два часа. Пилоты проходят обязательный досмотр и врача. Если доктора что-то смутит, то летчика заменят, на этот случай всегда есть дежурный.

После медосмотра пилотам дают задание на перелет – так называемый «бегунок». Они обсуждают предстоящий рейс, метеоусловия, выбирают лучший маршрут и отмечают запасные аэропорты. Далее командир корабля инструктирует старшего бортпроводника.

До самолета летчиков довозит небольшой автобус. Идти по полю можно в жилетах с катафотами. Перед рейсом летчики проверяют бортовые системы, осуществляют внешний осмотр воздушного судна. В кабине множество кнопок, разумеется, экипаж знает назначение каждой, хотя для самых забывчивых имеется инструкция.

На автопилоте самолет летит большую часть рейса, но это не значит, что летчики бездействуют. Они ведут контроль полета, общаются с диспетчерами, определяют нужные параметры, а когда нужно, берут управление в свои руки. Если предстоит сильная турбулентность, то пилоты просят пристегнуться не только пассажиров, но и бортпроводников.

Если в полете что-то идет не так, то пассажирам об этом сообщать не будут. Самолет просто совершит аварийную посадку в ближайшем по курсу аэропорту. Кстати, таких незапланированных приземлений происходит очень много, просто далеко не всегда это освещается в СМИ.

Неверно думать, что пилоты ничего не боятся. Но реакция на страх у них отличается от реакции обычных людей. Они начинают быстрее соображать, точнее действовать, мгновенно решают поставленные задачи. Есть специальные тренировки, которые учат работать в условиях стресса. Одно из правил – не думать о негативном развитии хода событий.

Пилоты отрабатывают максимум нештатных ситуаций, но все равно в каждом конкретном случае требуется индивидуальное решение. От его правильности и скорости принятия зависит жизнь всех людей, находящихся на борту.

В пассажирском салоне иллюминаторы не открываются, а вот в кабине пилота есть задвижные окна. Но пользоваться ими можно только в аэропорту при теплой погоде. Также на стеклах имеются оранжевые заслонки, позволяющие защитить глаза от палящего солнца.

У пилотов бывают споры с бортпроводниками из-за температуры на борту. Стюардессам постоянно жарко, поскольку они все время находятся в движении, а летчикам и пассажирам холодно, ведь они практически не встают с мест.

Летчики тоже отключают телефоны или переводят их в авиационный режим, так как на высоте они быстро разряжаются. Пассажиров же просят отключить электронные устройства, чтобы они не отвлекались в случае аварийной ситуации при взлете и посадке.

На связь с пассажирами выходит не только командир корабля. Если у летчиков хорошее настроение, то они оба могут общаться с путешественниками на борту и даже шутить.

Пилотам не разрешается выходить из кабины дольше, чем на пять минут. Когда возникает необходимость отлучиться, кресло летчика занимает кто-нибудь из бортпроводников. Это делается на случай аварийной ситуации. А еще существуют специальные кодовые слова, которые обозначают опасность. Их знают только члены экипажа.

Практически каждый пилот за свою практику сталкивался с таким явлением, как треснутое стекло в кабине. Это неприятно, но не представляет угрозы. Трещина возникает при перепаде температур, столкновении с крупной птицей, повреждении крепления и т.д. Разгерметизации не происходит, поскольку стекла трехслойные и очень прочные. По обстоятельствам командир решает, что делать дальше, иногда самолет совершает аварийную посадку или возвращается, а иногда следует до города назначения.

Пилоты любят наслаждаться видами земли с высоты и часто делают фотографии. Однако авиакомпании не приветствуют съемку, ведь она отвлекает от работы. Поэтому летчики не так часто выкладывают снимки в соцсети. Впрочем, тех, кто решил заняться этим всерьез, ничто не останавливает, и при желании в интернете можно найти восхитительные кадры, сделанные из кабины.

На пенсию пилоты уходят рано, бывает, что уже после 30 лет. Пенсионный возраст измеряется количеством часов налета, для мужчин он составляет 6 тысяч, а для женщин 4,8 тысяч часов. Но поскорее уйти с должности летчики не стремятся, многие успешно работают до 60 лет.

Пилоты уверены, что скоро их работа станет никому не нужной, так как на смену людям придет техника. Они понимают, что лет через двадцать самолетами будет управлять искусственный интеллект, и авиационные прогнозы это подтверждают.

Сленг и интересные нюансы

 

И экипажа есть свой сленг. Если вы услышите слова «кефаль», «пациент» или «организм», знайте, что говорят о вас, то есть о пассажирах. «Мрякой с молоком» называют туманную погоду с дождем, «Змеем Горынычем» – машину, которая удаляет обледенение. Бортовое питание – это «курятина». Если ребенок летит без сопровождения, то именуется «Умкой».

Самолеты тоже имеют необычные названия. «Аэрбас» именуют «арбузом», грузовое воздушное судно – «сараем», а звания «горбатый» удостоилась модель «Боинг» 747. Не избежали прозвищ и аэропорты: Шереметьево – «шарик», Внуково – «внучка», Кольцово – «Катя», видимо, из-за того, что он находится в Екатеринбурге.

Второй пилот называется «правак», так как сидит справа. Если он работает неважно, то его именуют «боец», а за хорошую работу он станет «гвардейцем». Среднюю часть фюзеляжа именуют «пузом», хвост – «копчиком», нос – «рылом». Когда самолет убирает шасси, говорят, что он «поджимает лапки».

Пилоты – люди довольно суеверные. Но традиции у всех разные. Однако есть несколько примет, которым следуют буквально все. Так, перед рейсом нельзя фотографироваться, пришивать пуговицы и одеваться в новую одежду, также не рекомендуется бриться. Подойдя к самолету, нужно с ним поздороваться. Перелет никогда не называют «последним» – только «крайним».

Летчики не любят фильмы про авиацию и воспринимают их с юмором, поскольку большинство из них не имеет ничего общего с реальностью. Многие признаются, что запрещают своим детям играть в самолетики.

Романы с бортпроводницами для пилотов не редкость. Запретов на личные отношения нет. Многие, познакомившись на борту воздушного судна, впоследствии женятся. Но вот приводить родственников в самолет нельзя, если только они не работают на одном рейсе.

Некоторые авиакомпании запрещают летчикам отращивать бороду. Это делается из соображений безопасности, чтобы пилоты могли надеть кислородную маску при аварийной ситуации, и она плотно прилегала. Но такое правило есть не везде. Что касается льгот, то у разных авиаперевозчиков они свои. Многие разрешают путешествовать «родными» рейсами за 10% цены. Меню сотрудникам предоставляется такое же, как в бизнес классе. Но пилоты всегда едят разные блюда, чтобы в случае отравления один смог заменить другого.

Пилоты не любят, когда пассажиры аплодируют, поскольку они делают это слишком рано – когда шасси касается земли. Немало аварий происходило уже после этого, во время рулежки. А в момент, когда аплодисменты уместны, то есть после полной остановки самолета, пассажиры уже покидают салон. К счастью, летчики не слышат рукоплесканий, поскольку находятся за стенкой кабины в наушниках и с переговорным устройством.