В настоящее время авиакомпании платят самую высокую цену в истории за реактивное топливо. Это оказывает давление на итоговый баланс перевозчиков, которые вынуждены повышать цены на авиабилеты. “Авиаперевозки растут, но высокие цены на топливо могут навредить авиакомпаниям”, — сказал Уилли Уолш, генеральный директор Международной ассоциации авиакомпаний. Однако в IATA уверены, что авиационная отрасль продолжит развиваться, несмотря на риски инфляции, высоких цен на топливо и возможную рецессию.Во всем мире пассажиропоток в июле составил около 75 процентов от допандемического уровня, что было связано с высоким спросом на внутренние авиаперевозки, где объем перевозок увеличился на целых 86,9 проц. по сравнению с июлем 2019 года. Международный трафик достиг уровня 67,9 проц. допандемического уровня, отставая от внутреннего спроса.
Генеральный директор Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Уилли Уолш в интервью журналистам назвал это “уверенным восстановлением”, чему способствовал летний спрос в северном полушарии и увеличение активности внутренних рейсов в Китае.
Тем не менее Уолш предупредил, что высокие цены на авиационное топливо будут продолжать оказывать давление на деятельность авиакомпаний до конца этого года. Директор IATA, а ранее авиационной группы IAG, назвал высокие цены на топливо серьезной проблемой для перевозчиков по всему миру.
Обычное топливо в два раза дешевле
“Ранее в этом месяце цена на авиационный керосин (JET A-1) была на 50 процентов выше, чем цена барреля нефти марки Brent. Авиакомпании вынуждены платить более 140 долларов за баррель авиакеросина, в то время как мировые цены на нефть упали примерно до 90 долларов за баррель”, — сообщает Международная ассоциация воздушного транспорта. “Это уровень, которого я никогда раньше не видел”, — сказал Уилли Уолш, бывший глава British Airways, который сейчас возглавляет ассоциацию.
“Мы ожидали, что этот спред сузится по мере увеличения количества доступного авиакеросина, но очевидно, что восстановление спроса сильнее, чем восстановление производства авиакеросина”, — добавил он. “Разница в цене авиакеросина по сравнению с сырой нефтью составила в среднем 17 проц. в 2009-2019 годах. В этом году разница достигает 60 проц, что продолжает оказывать давление на базовую стоимость билетов”, — сказал Уолш.
“Я понимаю, что в последние месяцы некоторые авиакомпании начали хеджировать только для того, чтобы обеспечить некоторую защиту от волатильности, которую мы сейчас наблюдаем”, — добавил Уолш.
Вторжение России в Украину оставляет след
Россия была одним из крупнейших в мире экспортеров дистиллятов сырой нефти, включая дизельное топливо и топливо для реактивных двигателей. Европа была крупным импортером дистиллятов еще до вторжения России в Украину. Война изменила динамику энергетических рынков, а несколько нефтеперерабатывающих заводов в Европе были закрыты во время пандемии.
Уолш также пояснил, что нефтеперерабатывающие заводы, которые быстро закрыли краны с авиационным топливом, когда спрос ослаб, не увеличили предложение по мере восстановления спроса. “И теперь у нас есть поставщики-монополисты, которые искусственно поддерживают высокую цену”, — сказал Уолш. Возникший в результате кризис предложения и стремительный рост цен оказали дополнительное давление на хрупкие балансы авиакомпаний, поскольку стоимость топлива обычно составляет 20-25 проц. от общего объема понесенные постоянные операционные расходы.
Уолш сказал, что высокие затраты на топливо “в конечном итоге повлияют на цены билетов”. Директор IATA повторил слова Майкла О’Лири, который предупредил, что в ближайшие годы цены на билеты, вероятно, вырастут. Некоторые авиакомпании застраховались от роста цен на топливо. Ryanair покрыла 80 процентов прогнозируемых расходов на топливо до марта 2023 г. на случай российского вторжения в Украину. Ирландский лоукостер заплатил 65 долларов США за баррель, а венгерская авиакомпания Wizz Air вообще не хеджировала, надеясь на падение цены.
Андрей Бочкарев