В мире, где инвесторы требуют от компаний прибыли, общество ожидает моральных поступков, а законодатели хранят молчание, циничные действия становятся очень заманчивым вариантом.
Шок, отчаяние, недоверие — так комментируют пассажиры решение холдинга Wizz Air возобновить с октября рейсы в Россию, выполняемые Wizz Air Abu Dhabi. Но через несколько месяцев после начала войны кого из нас удивляет, что есть компании, которые не стесняются тянуться за российскими рублями? Такие бренды, как Nestle или Auchan, научили нас тому, что сюрпризов не бывает. Разумеется, мы не ставим под сомнение сущность свободного рынка, который так много дал экономике всего мира и авиационной промышленности, а также спас от краха экономики бывших социалистических стран, в том числе Китая. Действовать по принципу “разрешено все, что не запрещено” — отличная концепция, способствующая инновациям и развитию. В то же время нельзя не заметить, что в последние годы по разным причинам границы законодательного регулирования размылись, а многие правила были введены неформально.
Достаточно упомянуть, как внутренние рейсы во Франции были запрещены на маршрутах, дублированных железными дорогами, — не законом, а неформальным соглашением между правительством и Air France: “Мы окажем вам государственную помощь, если вы перестанете летать по этим маршрутам”. Иными словами, не закон, а джентльменские соглашения стали диктовать, что запрещать, открывая путь ко все большему количеству скрытых юридических действий со стороны компаний.
Однако не это главное. Следует вспомнить, что венгерская авиакомпания, является не только новичком на рынке, но и руководство воспитывалось при социализме, где со всех утюгов рассказывалось о “зверином оскале” капитализма, который интересует только прибыль. Когда социалистическая система рухнула, то капитализм перестал демонстрироваться в черном свете, но представление о нем, как о стремлении только к прибыли, остался в головах многих новоиспеченных предпринимателей.
На самом деле капитализм, по классическому определению, является стремлением удовлетворить нужды и потребности клиентов. А деньги в свою очередь, являются средством удовлетворения нужды потребностей. Пока страны социалистического лагеря боролись с капитализмом, в нормальном мире поведение потребителя сильно изменилось. Его уже не интересует просто товар или услуга, и даже не качество товара и услуги, но также то кто ее предоставляет и каким образом. И здесь работает обычный инстинкт самосохранения – если деньги, которые они заплатили за услугу или товар, идут на финансирование терроризма или предоставление товара/услуги связано с нанесением вреда окружающей среды, то они будут искать другого поставщика товара или услуги. Иначе неправильный выбор вызовет эффект бумеранга.
Именно отвращение, как предполагают рыночные аналитики в интервью Financial Times, является в данном случае единственным элементом, который может навредить венгерскому холдингу. “Мне не нравится решение летать в Россию, и я подозреваю, что, возможно, из-за этого решения некоторые пассажиры откажутся пользоваться услугами Wizz Air”, — говорит один из них.
Руководству венгерского лоукостера следовало бы напомнить, что именно поведение шведских потребителей привело к потере части рынка Скандинавии и уходу одного из инвесторов. Многим не понравилось, что в Wizz Air запрещена деятельность профсоюзов, они посчитали, что рядовые сотрудники авиакомпании не имеют достаточно прав, поэтому шведы просто бойкотировали рейсы бюджетного перевозчика, а один датский частный пенсионный фонд продал его акции, вызвав падение их цены.
Действительно, решение о восстановлении полетов в Россию, когда каждый день гибнут жертвы этой жестокой агрессии на Украине, было принято в офисах концерна Wizz Air, и мотивация этих решений заключалась в обеспечении прибыли для компании или будущей хорошей позиции на рынке. В этих условиях аргументация руководства о миссии оправдывать ожидания пассажиров, желающих лететь в Россию, звучит слабо. Но с точки зрения руководства компании все это не имеет значения, так как они отчитываются перед инвесторами только за прибыльность своей деятельности.
И здесь кроется самая большая ошибка Wizz Air – игнорирование части потребностей пассажиров и недооценка интересов инвесторов. Между тем свободный рынок подразумевает наличие конкурентов, а они могут поступить иначе и отказаться от части сомнительной прибыли от рейсов в Россию, но продемонстрировав свою социальную ответственность, привлечь себе ее клиентов.
Андрей Бочкарев