Boeing 737 MAX

Delta рассматривает возможность размещения крупного заказа на B737 MAX

Delta — единственная крупная американская авиакомпания, в парке которой нет самолетов B737 MAX. Уже несколько лет ходят слухи, что Delta может разместить заказ на машины 737 MAX, но пока из этого ничего не вышло. Теперь стало известно, что Delta и Boeing действительно ведут предварительные переговоры о крупном заказе на самолет 737 MAX 10.

737 MAX 10
737 MAX 10

Сделка, если она будет подтверждена, станет одним из самых крупных заказов Delta на самое продаваемое семейство узкофюзеляжных авиалайнеров Boeing почти за десятилетие, в то время как Delta, единственный крупный авиаперевозчик США, у которого нет самолетов 737 MAX, меняет свой парк в ожидание быстрого возвращения спроса после пандемии.

Boeing и Delta, у которых в последние годы были натянутые отношения, работают над деталями заказа,  предположительно включающего 100 самолетов. Большинство или все из них будут самыми большими вариантами 737 MAX 10. Если соглашение будет достигнуто, о сделке может быть объявлено уже в следующем месяце. Boeing и Delta отказались комментировать этот вопрос.

Источники в отрасли предупредили, что переговоры обычно длятся до последней минуты, и окончательное решение еще не принято. В прошлом были некоторые предположения о заказе MAX от Delta, но сделка заключена не была. MAX 10 конкурирует с самой продаваемой моделью Airbus A321neo. Оба самолета идеально подходят для быстрорастущего сегмента рынка воздушных судов вместимостью более 200 пассажиров. A321neo, который лизинговая компания Air Lease назвала в среду «самым популярным самолетом на рынке», имеет определенное преимущество в продажах, но в прошлом году Boeing выиграл ряд контрактов. Airbus также отказался комментировать этот вопрос.

В сентябре Airline Weekly процитировала главу Delta Эда Бастиана, который сказал, что в его авиакомпании есть место для MAX, если перевозчик решит, как их внедрить во флот. Когда в начале этого месяца его спросили о MAX в Лондоне, он сказал журналистам, что Delta всегда изучает все модели самолетов.

Переговоры о сертификации

Для Boeing, который занимается более широкими вопросами сертификации, эта сделка будет означать привлечение нового покупателя прибыльных узкофюзеляжных самолетов. Производителю предстоит вести отдельную, но все более ожесточенную битву за получение сертификата MAX 10, прежде чем в конце года вступит в силу новый стандарт безопасности кабины пилотов.

Сроки внесения изменений были определены в рамках более широких нормативных реформ Федерального авиационного управления после трагических катастроф MAX 8 в 2018 году (Lion Air) и 2019 году (Ethiopian Airlines). Boeing ведет переговоры с некоторыми законодателями о возможности запросить дополнительное время, но официально не добивался продления для решения проблемы с кабиной пилотов. Отвечая на вопрос о такой возможности, представитель FAA сказал, что в подавляющем большинстве случаев «безопасность диктует график сертификационных проектов». В этом случае только Конгресс может продлить срок, если FAA не сертифицирует MAX до конца года.

Boeing предупредил некоторых политиков о потенциальном воздействии на рабочие места и производство, если 737 MAX 10 не будет одобрен.

«Мы продолжаем прозрачную работу с FAA, чтобы предоставлять необходимую информацию, и стремимся оправдать ожидания FAA по получению сертификата 737-10», — говорится в заявлении Boeing.

Компания прямо не комментировала какие-либо обсуждения с законодателями, но заявила, что самолет создаст «десятки тысяч рабочих мест в Boeing и по всей цепочке поставок, в том числе в штате Вашингтон». Этот вопрос также, вероятно, будет затронут на слушаниях по утверждению следующего претендента на пост главы FAA. Ожидается, что нынешний администратор FAA Стив Диксон уйдет в отставку 31 марта. The Seattle Times в этом месяце процитировала более раннее заявление Boeing в FAA, в котором стоимость доведения до полного соответствия MAX правилам составила «более 10 миллиардов долларов».

Предположительно  самый дешевый в эксплуатации  узкофюзеляжный самолет

По словам производителя, Boeing 737 MAX 10 станет самым дешевым узкофюзеляжным самолетом из когда-либо созданных с точки зрения стоимости одного места. Самолет будет перевозить до 230 пассажиров, что на 10 больше, чем максимальная вместимость более крупного MAX 9. Новый MAX 10 будет оснащен двигателями CFM LEAP-1B, как и все версии MAX.

Boeing выбрал относительно простые модификации, не обремененные высоким конструктивным риском. Чтобы увеличить максимально возможное количество посадочных мест, фюзеляж был удлинен на 66 дюймов, или менее 1,7 м. Шасси также было изменено, чтобы обеспечить безопасный взлет и посадку удлиненного самолета. Крылья будут иметь немного другую форму, чтобы уменьшить аэродинамическое сопротивление, особенно при полете на малой скорости. Кроме того, Boeing использовал несколько более легкие компоненты и изменил конструкцию люков.

По данным Boeing, MAX 10 на 5 процентов дешевле в эксплуатации, чем конкурирующий Airbus A321neo с увеличенной дальностью полета (A321LR). На Парижском авиасалоне 2017 года Джон Лихи, в то время вице-президент Airbus по коммерческим операциям, отнесся к заявлению Boeing со значительным скепсисом. «MAX 10 в основном конкурирует с Boeing 737 MAX 9. Наш A321neo с увеличенной дальностью полета имеет на 10 мест больше, может пролететь более 1000 морских миль и имеет 10 процентов меньший расход топлива», — заключил Лихи, который тогда не знал, что будет создан еще один вариант A321neo – A321XLR, анонсированный во время Парижского авиасалона 2019.

Андрей Бочкарев