Для европейской авиационной отрасли настали трудные времена

Замедление рынка все больше сказывается на перевозчиках. Это является следствием эпидемии коронавируса и кризиса MAX, а также продолжительного ремонта двигателей Rolls-Royce, установленных на Dreamliner.
Что еще хуже, во всех трех случаях неясно, когда неприятности закончатся. Единственный оптимистичный сигнал в этой ситуации — падение цен на нефть, а это означает, что сегодня авиационное топливо более чем на 10 процентов дешевле, чем в начале 2019 года.

Европейская авиация также страдает от проэкологического давления — «стыда полета», особенно ощущаемого в Северной Европе, но все более сильного в Германии, а также от ухудшения финансового состояния перевозчиков. В 2019 году обанкротились восемь европейских авиакомпаний — Thomas Cook, словенская Adria, Aigle Azur и XL Airways, Germania, Flybmi, исландская WOW и Jet Airways. В этом году уже исчез один перевозчик — итальянский Air Italy, который благодаря катарским деньгам превратился в крупнейшего перевозчика в этой стране. Авиакомпания самоликвидировалась, погрузившись в кризис из-за MAX (Qatar заказал для итальянцев 17 таких машин).

В настоящее время более чем на 30 сократилось число сообщений между Европой и Китаем, что приводит к потере 55 рейсов в день. Большинство перевозчиков приостановили свои рейсы по крайней мере до конца февраля, некоторые до конца марта — среди них Lufthansa, KLM и Air France. В свою очередь, LOT, Finnair, Austrian Airlines и Swiss не будут летать по крайней мере до конца этого месяца. В любое время может быть принято решение о том, не следует ли перенести дату.

А этот год обещал быть отличным на китайско-европейских трассах. В начале января 2020 года увеличение трафика на этих рейсах составило 8 процентов, а в конце месяца оно уменьшилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Несмотря на это, есть операторы связи, которые даже в этой сложной ситуации увеличивают количество сообщений, объявленных на 2020 год. Больше всего  в Европе  расширит свою сеть бюджетный Ryanair (128), хотя дюжина или около того направлений отменяются, что объясняется кризисом из-за  MAX. Вторым в списке расширяющихся сетей является Hungarian Wizz Air (32 новых направления), третье — LOT (25 новых направлений), а четвертое — британская региональная авиакомпания Logan Air (24 соединения). Последняя линия расширила сеть, взяв на себя выполнение рейсов обанкротившегося Flybmi.

Предполагается, что пассажироперевозки вырастут в Испании, Италии, Австрии и Франции.
Однако единственное, что известно о B737 MAX на данный момент, это то, что первые испытательные полеты машин с исправленным программным обеспечением MCAS и другими модификациями должны начаться в ближайшие недели. Патрик Кай, исполнительный директор Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA), сказал, что у европейцев есть свои пилоты в Сиэтле, которые будут тестировать эти машины. «Я вижу свет в конце туннеля», — сказал он. По его мнению, фактически в этом году сможет летать половина машин, но остается проблема подготовки пилотов, и это вызовет еще одну задержку.

На данный момент MAX остается самой серьезной проблемой для Boeing. Ихссане Мунир, ответственный за продажу вице-президента группы, признал, что Boeing не получил ни одного заказа на самолеты в январе 2020 года. Это первая подобная ситуация с 1962 года. «Но у нас еще есть февраль и март», — сказал он во время продолжающегося авиасалона в Сингапуре. В сложившейся ситуации он обвиняет коронавирус. За исключением того, что в 2019 году были отозваны 93 заказа на MAX.

Андрей Бочкарев