EASA и IATA объединили силы против недисциплинированных пассажиров

EASA предупреждает о серьезных сбоях в работе систем навигации в зоне военных действий

Агентство по авиационной безопасности Европейского Союза (EASA) опубликовало бюллетень с информацией о безопасности полетов, предупреждая о растущей вероятности возникновения проблем, связанных с использованием глобальных навигационных спутниковых систем (GNSS) или глобальных систем позиционирования (GPS). Заявление было сделано в связи с ситуацией на Украине после военного вторжения российских войск.Embraer Praetor 500 прошел сертификацию EASA и FAA

Информационный бюллетень о безопасности полетов (SIB), выпускаемый EASA, органом, ответственным за надзор за безопасностью полетов на всей территории Европейского союза, предназначен для национальных авиационных властей государств-членов, поставщиков аэронавигационного обслуживания (ANSP) и авиакомпаний.

В информационном бюллетене рассматривается проблема спуфинга и глушения навигационных сервисов, которая увеличилась как в географических районах, окружающих зону конфликта, так и в других регионах Европейского Союза. Это позволяет продолжать деятельность авиации, несмотря на конфликт, максимально безопасным образом.

Такие источники, как Евроконтроль и сеть аналитиков, а также данные, полученные и проанализированные EASA, указывают на то, что с начала конфликта в Украине 24 февраля 2022 года существует четыре ключевых географических района, где увеличилось количество спуфингов GNSS (там, где предоставляются неточные данные) и сбои в работе. Это ситуация, когда сигналы GPS эффективно «блокируются» электронными средствами теми, кто, в худшем случае, хочет сделать как наземные, так и автомобильные навигационные системы неточными и/или полностью неработоспособными.

Географические области, представляющие наибольшую опасность  

В обновленном информационном бюллетене были выделены четыре основные области, представляющие интерес, а именно:

Калининградская область, окружающая Балтийское море и соседние страны;

Восточная Финляндия;

Черное море;

Восточное Средиземноморье (включая воздушное пространство вблизи Кипра, Турции, Ливана, Сирии, Израиля и Северного Ирака).

EASA сообщило, что последствия глушения GNSS и возможного спуфинга наблюдались у самолетов на различных этапах их полета. В некоторых случаях сбои приводили к изменению маршрута или отклонению из-за неспособности экипажа совершить безопасную посадку в аэропорту назначения.

Учитывая непредсказуемость сигналов глушения, наблюдаемого до сих пор, и текущую нестабильную обстановку, EASA приходит к выводу, что невозможно предсказать эти исключения GNSS и их последствия. В то же время она предупреждает, что масштабы проблем, вызванных такими прерываниями, будут зависеть от размера соответствующего района, продолжительности инцидента и этапа полета пострадавшего воздушного судна.

Потенциальные проблемы

В SIB, выпущенном EASA, перечислены различные потенциальные проблемы, возникающие в результате ухудшения сигналов GNSS. Этот неполный список включает области, вызывающие обеспокоенность, на которые Европейское агентство обратило внимание авиаэксплуатантов на основании действий, свидетелями которых они были, или действий, о которых сообщалось с начала российского вторжения:

Потеря сигнала GNSS для навигации по путевым точкам,

Возможность захода на посадку с потерей зональной навигации (RNAV),

Неспособность выполнять или поддерживать полеты с требуемыми навигационными характеристиками (RNP),

Активация предупреждений, которые могут сопровождаться звуковой командой,

Непоследовательное положение самолета на навигационном дисплее,

Потеря функции автоматической передачи зависимого наблюдения (ADS-B), сдвига ветра, функции рельефа и поверхности,

Отказ или деградация бортовых систем, использующих GNSS в качестве ориентира во времени,

Возможные нарушения воздушного пространства и отклонения от маршрута из-за сбоев GNSS.

Серьезные опасения агентства

Хотя выпуск информационного бюллетеня указывает на то, что EASA серьезно обеспокоен использованием GNSS в выделенных выше географических районах, эти опасения еще не настолько велики, как того требует выпуск Директивы по безопасности (SD). Эта форма уведомления имеет более высокий приоритет, чем та, которая предоставляется SIB, и дает конкретные команды, обязательными к выполннению операторами, затронутыми директивой.

Через SIB EASA советует операторам по всему ЕС принять следующие меры для снижения риска таких сбоев. Рекомендации предназначены для работы в специально отведенных районах и других регионах, где могут быть обнаружены помехи GNSS, а также спуфинг. Это группа атак на системы ИКТ, заключающаяся в выдаче себя за другой элемент системы.

Рекомендации авиационным властям

Агентство рекомендует соответствующим авиационным властям государств-членов следовать приведенным ниже рекомендациям, чтобы гарантировать, что безопасность полетов не будет поставлена ​​под угрозу из-за отказа GNSS, в том числе рекомендует разработать аварийные процедуры в сотрудничестве с поставщиками аэронавигационных услуг (ANSP) и пользователями воздушного пространства. Предписывается, чтобы существующая обычная навигационная инфраструктура была и была полностью работоспособной, в частности, система посадки по приборам.

Во-вторых, рекомендуется, чтобы надлежащие и упреждающие меры по смягчению последствий применялись в качестве высокоприоритетного вопроса, включая выпуск NOTAM, в которых будут описаны потенциально аномальные районы и связанные с ними ограничения. SIB также рекомендует безотлагательно начать процесс сбора информации о деградации GNSS и немедленного уведомления авиакомпаний и пользователей воздушного пространства о потенциальных проблемах.

EASA также призывает немедленно сообщать о готовности аэронавигационных служб обеспечить надежную зону наблюдения, невосприимчивую к помехам GNSS, например, наземные навигационные средства для обычной неспутниковой навигации (такие, как дальномерное оборудование  DME) и сверхвысокочастотный всенаправленный диапазон (VOR), а также для обеспечения соответствия планам действий на случай непредвиденных обстоятельств ANSP, включая альтернативные процедуры, в случае крупномасштабных помех GNSS и возможных случаев спуфинга.

Руководство для операторов

Эксплуатантам воздушных судов следует обеспечить, чтобы летные экипажи незамедлительно сообщали в органы управления воздушным движением о любых наблюдаемых помехах, ухудшениях или нештатных характеристиках оборудования GNSS (помехи и возможное вмешательство) или соответствующей авионики. Такие эксплуатанты также должны оценивать эксплуатационные риски и ограничения, связанные с потерей возможностей GNSS в полете, и обеспечивать учет эксплуатационных ограничений, вводимых диспетчерским пунктом воздушных судов с неработающими радионавигационными системами, до того, как воздушное судно будет эксплуатироваться в затронутых районах.

Серьезное отношение к безопасности полетов во время конфликта

Учитывая всеобъемлющий характер опубликованного бюллетеня, можно сделать вывод, что EASA очень серьезно относится к вопросу безопасности и возможных отключений и сбоев в работе навигационных систем. Без четкого вывода о том, как будет разрешен конфликт в Украине, и даже когда это произойдет, ясно, что EASA призывает всех субъектов, действующих вблизи зон контроля, проявлять повышенную бдительность, чтобы гарантировать, что воздушные операции, а также экипажи и пассажиры находились в максимальной безопасности.

Андрей Бочкарев