Норвегия планирует изменить правила применени экологических сборов с авиапассажиров

Поскольку приостановка действия авиационного налога в Норвегии заканчивается предстоящим летом, страна намерена вновь ввести налогообложение авиапассажиров. Согласно готовящемуся новому плану, налоги будут варьироваться в зависимости от воздействия маршрута на окружающую среду и экономику. Это большое отличие от глобального стандарта налогообложения рейсов в зависимости от пройденного расстояния.Norwegian готовится к увольнению 50% сотрудников

Сборы текущего авиационного налог в настоящее время приостановлена в рамках экономической помощи из-за пандемии COVID-19. Его планировалось восстановить после 1 января этого года, но срок был перенесен на 1 июля в связи с появлением нового варианта коронавируса – омикрон.

Осенью Министерство транспорта планирует представить новую стратегию налогообложения авиаперевозок в рамках более широкого предложения для авиационного сектора Норвегии. План направлен на то, чтобы показать, как можно сократить авиационные выбросы и как правительство может снизить цены, но при этом увеличить количество ближнемагистральных авиаперевозок.

   Новые условия

«Цель состоит в том, чтобы заменить пассажирский налог налогом, который оказывает реальное влияние на климат и улучшает географический профиль», —  говорится в заявлении. Правительство Норвегии объявило о новой налоговой системе для коммерческих рейсов, вылетающих из страны или прибывающих в нее. Эта система заменит нынешний пассажирский налог, который составляет 80 датских крон (8,85 долларов США) для всех путешественников на европейских рейсах и 214 шведских крон (23,6 долларов США) для рейсов в остальные страны мира.

Новая налоговая система отменяет нынешние два сбора и основана на четырех столпах устойчивого развития, которые регулируются новыми показателями. Новый сбор будет учитывать воздействие на климат, окружающую среду, социальные последствия, а также географические и экономические условия.

Внутренние рейсы могут стать дешевле

Между тем, в рамках плана цена для пассажиров может быть снижена до половины на т.н. маршруты классифицируются как PSO. Маршруты обязательств по обслуживанию населения (PSO) – это внутренние маршруты, которые не приносят прибыли и финансируются государством, поскольку они предназначены для обеспечения сообщений. К ним относятся услуги Widerøe между Фёрде и Осло на юге Норвегии и Лаксельвом и Тромсё на севере страны.

В заявлении говорится, что правительство уже провело консультации с отраслью, в том числе с авиакомпаниями Norwegian, SAS и Widerøe, а также с отраслевыми заинтересованными группами и экологическими организациями о том, как могут быть реализованы реформы.

«Целью авиационной стратегии является содействие устойчивому развитию норвежской авиации. В основном она будет сосредоточена на коммерческих рейсах, но стратегия также будет охватывать другие части авиационного сектора, такие как вертолеты и беспилотники. Новые технологии, образование, компетенции и права пассажиров — это другие темы, которые должны быть затронуты в стратегии», —  говорится в заявлении правительства.

Четыре столпа системы

Экологическая устойчивость лежит в основе нового предложения и будет регулировать большую часть новых налоговых ставок. Норвегия надеется, что авиакомпании будут использовать наиболее эффективные самолеты и по возможности использовать устойчивое авиационное топливо (SAF), например биотопливо. Это может означать, что более крупные и старые самолеты будут облагаться налогом больше, чем новые самолеты, хотя это будет сложно реализовать. Однако в ситуации, когда Европа стремится сократить выбросы углекислого газа до 50 процентов в ближайшие несколько лет предложение Норвегии может быть более детальным.

Второй столп – устойчивое социальное развитие. Это характерно для Норвегии и стран с аналогичным экономическим профилем, где государство надеется предотвратить социальный демпинг, то есть практику использования более дешевой рабочей силы или услуг для снижения затрат. Неясно, как это будет обеспечиваться, учитывая политику ЕС в отношении свободного передвижения, но это может открыть двери для льготных тарифов для местных авиакомпаний.

Одно большое изменение произойдет из-за географического баланса. Норвегия планирует вдвое сократить плату за проезд на маршрутах PSO, т.е. убыточных услуг, поддерживаемых государственной помощью. Это сделает ближнемагистральные рейсы гораздо более привлекательными для пассажиров и в конечном итоге снизит нагрузку на правительство.

Последним столпом, важным для авиакомпаний, является устойчивое экономическое развитие. Хотя с 2020 года авиакомпании получили государственную поддержку в размере сотен миллионов долларов, Норвегия теперь надеется увидеть в будущем открытый рынок без вмешательства. Страна продолжит инвестировать в новые аэропорты и добавлять маршруты, но надеется, что налог на авиапассажиров призван активизировать климатические и промышленные усилия.

В течение многих лет авиакомпании по всему миру настаивали на реформе линейных государственных налогов на авиацию. В Великобритании давно подвергается критике налог под названием APD (Air Passenger Duty), как противоречащей принципам конкуренции, но правительство заявляет, что более высокие тарифы будут применяться к тем, кто путешествует дальше всех. Однако на данный момент многие представители отрасли будут следить за тем, сможет ли Норвегия показать пример того, как регулировать налоги с пассажиров на рейсах, которыми они летают.

Андрей Бочкарев