Бизнес-джет G800

ЕК одобрила решение Франции ввести запрет на короткие рейсы. Частной авиации он не коснется

Европейская комиссия подтвердила, что французский закон, запрещающий внутренние рейсы по маршрутам, по которым пассажир может путешествовать на альтернативных видах транспорта, например, на поезде менее чем за два с половиной часа, является полностью законным и соответствует законодательству Сообщества. Однако вместо восьми маршрутов будут запрещены три. Поскольку запрет был введен в действие в прошлом году, он столкнулся с сильным сопротивлением со стороны авиакомпаний, аэропортов и других отраслевых организаций.

Dash 8-400
Dash 8-400

Французские законодатели в 2021 году проголосовали за запрет внутренних рейсов на короткие расстояния, когда есть альтернативное железнодорожное сообщение продолжительностью до двух с половиной часов. Первоначальное предложение, которое требовало разрешения Брюсселя, касалось восьми маршрутов, но позже было сокращено до пяти. В конечном итоге будут запрещены полеты из Парижа-Орли в Бордо, Лион и Нант. ЕК заявила, что Франция имеет право ввести эту меру при условии, что она “недискриминационная, не нарушает принципы конкуренции между авиаперевозчиками и не является более ограничительной, чем это необходимо для решения проблемы”.

Улучшение железнодорожного сообщения затронет еще три маршрута: из Парижа-Шарль-де-Голль в Лион и Ренн и из Лиона в Марсель. Эти маршруты в настоящее время не соответствуют пороговому значению, поскольку путешественники, пытающиеся добраться до аэропортов Парижа и Лиона, не имеют железнодорожного сообщения, чтобы прибыть достаточно рано утром или достаточно поздно вечером. Европейская комиссия исключила из запрета положение, исключающее внутренние рейсы, являющиеся частью многоэтапного международного сообщения.

Альтернатива – скоростной поезд?

Решение Еврокомиссии поддержать введенный Парижем запрет было принято после длительных переговоров между представителями авиационной промышленности Франции и ЕС. Правила запрещают внутренние регулярные рейсы во Франции, если доступны альтернативные виды транспорта, в частности поезд, и маршрут можно преодолеть менее чем за два с половиной часа. Аргумент в пользу запрета этих полетов был выдвинут активистами по борьбе с изменением климата и политиками, выступающими за сокращение выбросов углерода.

Когда запрет был впервые введен в 2021 году, восемь маршрутов во Франции были ограничены. В последнем решении Европейской комиссии об утверждении запрета уточняется, что существующий железнодорожный маршрут, способный перевозить такое же количество пассажиров между теми же пунктами, что и воздушный маршрут, должен существовать для того, чтобы воздушный маршрут был запрещен в соответствии с законом, что означает несколько прямых железнодорожных сообщений на каждой странице каждый день. Это решение сокращает объем запрета с восьми до трех маршрутов. Другие маршруты, ранее ограниченные запретом, могут быть позже запрещены по мере улучшения железнодорожных систем и расширения сетей.

Еще одно предостережение, появившееся в связи с решением ЕС, заключается в том, что все запреты на транзитные маршруты должны быть недискриминационными, а это означает, что они не влияют на конкуренцию между авиаперевозчиками. Комиссия также заявила, что ограничения не должны быть более жесткими, чем это необходимо для решения проблемы загрязнения воздуха. ЕС утвердил трехлетний срок действия нового закона.

Запрет на ближнемагистральные рейсы во Франции с 2021 года уже был очень ограниченным по масштабам и, независимо от договоренностей, всегда затрагивал несколько из 100 внутренних рейсов страны. Комиссия одобряет запрет, требуя отмены исключения для стыковочных рейсов, и ограничивает его во времени, вводя трехлетний переходный период. Предполагается, что этот крайний срок соответствует европейскому закону, на котором основан запрет Франции (Регламент воздушных сообщений), но на практике это означает, что меры по устранению чрезвычайной ситуации, связанной с изменением климата, должны пересматриваться каждые три года, вместо того, чтобы быть усиленным и установленным в качестве образца для подражания, как первоначально планировалось французскими властями.

Полеты на частных самолетах не запрещены

“Это большой шаг вперед, и я горжусь тем, что Франция является пионером в этой области”, — сказал министр транспорта Франции Клеман Бон. Депутат Европарламента от зеленых Франции Карима Делли приветствовала решение Европейской комиссии как “победу”, но заявила, что правила следует распространить на полеты, которые можно заменить четырехчасовой поездкой на поезде.

Это была первоначальная идея, предложенная Гражданской климатической конвенцией Франции, собранием граждан, которому поручено выдвигать предложения по сокращению выбросов углерода во Франции. Сфера действия нового закона была сужена после противодействия со стороны некоторых французских регионов и франко-голландского авиационного холдинга Air France-KLM. Карим Делли утверждает, что закон должен распространяться и на частные самолеты. Клеман Бон, министр транспорта Франции заявил этим летом, что он требует, чтобы ЕС принял больше превентивных мер в отношении использования частных самолетов.

Гринпис: победа, но маленькая

Поскольку поезда являются более экологически чистым видом транспорта, внутренние рейсы на короткие расстояния считаются бессмысленными и вызывают ненужные выбросы углерода. Когда запрет был введен в прошлом году, он сразу же встретил резкую реакцию со стороны авиационной отрасли. Противоборствующие стороны утверждают, что запрещенные полеты имеют решающее значение для экономики Франции. Авиакомпании отмечают, что запрет оказывает минимальное влияние на выбросы углерода, поскольку затрагивает лишь несколько маршрутов. Французские перевозчики и аэропорты считают, что запрет больше вредит экономике, чем приносит пользу окружающей среде.

Климатические организации рассматривают одобрение Европейской комиссией запрета французского правительства как победу, хотя и незначительную. “Запрет Франции на ближнемагистральные рейсы там, где существует высокоскоростное железнодорожное сообщение, — небольшой шаг, но в правильном направлении. Небольшое улучшение, которое ЕС просил у французского правительства, приветствуется, но сейчас самое время прояснить любую двусмысленность и дать понять другим странам ЕС, что запрет на полеты на короткие расстояния — это путь вперед. Европе давно пора сократить быстрорастущие выбросы от авиационной промышленности и вместо этого инвестировать в экологически чистый транспорт”, — заявил представитель экологической организации Гринпис Томас Гелин.

Европейская комиссия в настоящее время планирует пересмотреть Регламент воздушных сообщений, который в настоящее время позволяет правительствам ЕС приостанавливать полеты в случае серьезных экологических проблем, но ограничивает эти меры тремя годами. Гринпис считает, что правило следует изменить, чтобы все правительства могли запретить ближнемагистральные рейсы, не опасаясь затянувшихся возражений со стороны авиационного лобби. Гринпис призывает запретить ближнемагистральные рейсы с разумными альтернативами менее шести часов по железной дороге или на пароме (в то время как французский запрет ограничивается альтернативными поездами продолжительностью два с половиной часа или менее).

Организация считает, что на полеты дальностью менее 1500 км приходится 25 процентов всего загрязнения воздуха от общих выбросов углерода европейской авиации. В то время как на дальнемагистральные рейсы приходится наибольшая доля авиационных выбросов, многие ближнемагистральные рейсы уже можно заменить поездами, что приведет к немедленному сокращению выбросов загрязняющих веществ. Гринпис отмечает, что маршрут полета из Мадрида в Барселону является одним из самых загруженных маршрутов в Европе и Испании. Ожидается, что одна поездка по этому маршруту выбрасывает в девять раз больше CO2, чем поездка на поезде, который преодолевает расстояние между двумя городами за два с половиной часа.

Андрей Бочкарев