Мир науки ясно указывает на необходимость перемен, если мы хотим уменьшить глобальное потепление. Эти изменения распространяются не только на действия государств, но и на отдельных лиц. Авиация также стала предметом дискуссий. Одной из их тем является проблема программ лояльности. Должны ли они быть отменены, чтобы не поощрять пассажиров на накопление «милей»?
В конце 2018 года Межправительственная группа экспертов ООН по изменению климата, задачей которой является оказание помощи правительствам в понимании процессов изменения климата, представила доклад, ясно показывающий, что целью человечества должно быть прекращение глобального потепления на максимальном пороге 1,5 градуса по Цельсию. Ситуация, которую мы имеем в настоящее время, вызвана увеличением на 1 градус относительно доиндустриальной эры.
В документе подчеркиваются важнейшие факторы в последствиях изменения климата, возникающие при превышении порога в 1,5 градуса, по сравнению с ситуацией, в которой оно не превышено. Например, когда повышение температуры останавливается на 1,5 градуса, средний уровень моря повысится к 2100 году на 10 см, а вероятность полного исчезновения арктического льда летом будет в 10 раз ниже, чем при потеплении на 2 градуса. Повышение температуры на 2 градуса приведет к почти полному разрушению коралловых рифов, в то время как более амбициозная цель не превысить 1,5 градуса сэкономит 10-30 процентов этой экосистемы.
Другие отчеты
В августе МГЭИК опубликовала еще один отчет. Там заявлено, что любые действия по сокращению выбросов парниковых газов и последствий глобального потепления, безусловно, будут недостаточными, если мы не будем быстро вносить радикальные изменения в то, как мы используем Землю и ее ресурсы. Это относится не только к международным институтам или корпорациям, но и к повседневным решениям отдельных людей.
Заключения экспертного исследования, проведенного Imperial College London от имени Комитета по изменению климата, являются частью этого отчета. Многие из них касаются авиации. Среди прочего обосновывается введение платы за частые авиаперевозки. По подсчетам экспертов, в Великобритании 15 процентов населения несет ответственность за 70 процентов всех рейсов.
Необходима ли коррекция политики авиакомпаний?
Давайте рассмотрим первое предложение береговой программы для постоянных клиентов. Статус постоянного пассажира — это ваш пропуск в мир частых полетов. Как частый путешественник, вы можете пользоваться преимуществами, которые сделают пользование воздушным транспортом более приятным в течение по крайней мере двух лет. Эти преимущества предлагаются не только Lufthansa Group и авиакомпаниями-партнерами программы Miles & More, но и Star Alliance. Чтобы получить статус, вам нужно не менее 35 000 статусных миль или 30 туристических сегментов за один календарный год.
Преимущества участия в программе довольно привлекательны. Пользование бизнес-классом, пропуск в залы ожидания повышенной комфортабельности, больший допустимый вес багажа или неограниченное количество бонусных миль. Для тех, кто часто путешествует, это очевидные привилегии.
В отчете Imperial College London предлагается дополнительное налогообложение лиц, которые сейчас участвуют в таких программах. Менее радикальным решением является их полная отмена. Документ, созданный британцами, утверждает, что программы для часто путешествующих людей заставляют их летать больше, чем им нужно, чтобы «поддерживать статус привилегированного пассажира». Т.е. они поощряют «экологически вредное» поведение.
Воздействие авиации на окружающую среду возрастает
В среднем европеец выделяет около 8 тонн CO2 в год. На межконтинентальном рейсе «туда и обратно» выбрасывается более 1 тонны углекислого газа и, следовательно, как за 1,5 месяца нашей нормальной жизни. В целом, гражданская авиация в конце 2018 года произвела около 900 миллионов тонн CO2. После конверсии это дает около 3 процентов глобальных выбросов CO2. По-видимому, это немного, но, по прогнозам, с развитием пассажирских перевозок к 2050 году количество парниковых газов, производимых авиацией, увеличится в семь раз. Новейшие двигатели с меньшим количеством топлива спасти ситуацию не помогут.
И это еще не все. Исследователи атмосферы отмечают, что углекислый газ — не единственное вредное воздействие авиации на климат. Чтобы составить полную картину, стоит добавить выбросы оксидов азота и серы, сажи и водяных паров, которые обладают свойствами изменения атмосферы. Более того, самолеты, летающие на большой высоте, создают перистые облака, которые дают эффект нагрева, особенно ночью, не позволяя теплу в виде инфракрасного излучения уходить в космос.
Нельзя не упомянуть мусор. В 2012-2013 годах IATA заказала пилотное исследование в лондонском аэропорту Хитроу, которое показало, что во время полета типичный пассажир производит 1,43 кг мусора (это среднее значение, рассчитанное на основе полетов на короткие и дальние расстояния). Около 23 процентов составляют отходы от несъеденной пищи и недопитых напитков, и еще 17 процентов — материалы, которые могут быть переработаны, такие, как пластиковая посуда. В 2018 году количество отходов, произведенных на борту самолетов по всему миру, составило около 6,1 млн тонн.
Сомнения
Все более жесткие требования взимать с авиации экологические налоги или другие дополнительные оплаты сталкиваются с естественным противодействием. Ассоциация международных авиаперевозчиков указывает на социальные последствия повышения стоимости полета. Нельзя отрицать, что путешествия по воздуху дешевы и доступны как никогда. Это приносит многочисленные выгоды, и не только экономические, которые можно легко конвертировать в деньги. Короче говоря, глобализация в тех масштабах, с которым мы имеем дело, была бы невозможна без постоянно расширяющегося доступа к быстрым, простым и дешевым путешествиям на большие расстояния. Деловые и культурные контакты, установленные благодаря доступным авиаперевозкам, значительно снизили напряженность между странами.
Авиация все больше осознает, что путешествия на короткие и средние расстояния необходимо переместить воздушное сообщение железнодорожным транспортом. В так называемых странах Старого Европейского Союза авиаперевозчики все чаще включаются железнодорожный бизнес.
IATA призывает государственные органы помочь решить проблему переполненного неба, из-за чего впустую сжигается огромное количество авиационного керосина, и инвестировать в биотопливо. Это также кажется правильным решением.
Что-то нужно сделать
Вопрос, однако, в том — не придется жертвовать своими программами лояльности и даже смириться с искусственным повышением цен на билеты, чтобы уменьшить воздействие авиации на окружающую среду? Ответ на этот вопрос может дать только сам пассажир.
Потепление в Европе пока не является большой проблемой. Иначе обстоит дело, например, в Индии, где температура все чаще достигает 50 ° C, а это уже вызывает явление миграции внутри страны. Предполагается, что волна климатических беженцев может хлынуть к воротам Европы в следующем десятилетии.
На Европейском континенте во многих местах с ужасом взирают на повышение уровня моря. В Нидерландах, где четверть поверхности находится в низине, уже подсчитано, что для укрепления берегов потребуется использовать в 20 раз больше песка, чем в настоящее время. Однако даже голландские инженеры считают, что они не смогут защитить страну от судьбы Атлантиды, если уровень воды будет расти стабильно и быстро. И этот сценарий угрожает другим странам Северной Европы, если Арктика продолжит таять.
Столь ли велики ли важны преимущества программ для постоянных клиентов, по сравнению с угрозами, с которыми мы сталкиваемся? Не секрет, что даже отказ от стимулов на частые полеты не решит проблему парниковых газов. Но это может быть только шагом в правильном направлении. Или, может быть, это преувеличение, и мы должны стремиться к совершенно другим идеям?
Андрей Бочкарев