Экология и авиация: враги или союзники?

По сравнению с другими транспортными отраслями, наносящими вред экологии, авиация выглядит относительно невинно. Но экологи продолжают жестко обвинять самолеты в загрязнении верхних слоев тропосферы. Этот процесс нарастает из-за увеличения воздушного трафика, а в итоге становится настоящей угрозой, чреватой изменением климата.

Собственно, эти изменения медленно, но верно происходят, поскольку повышается «экологичность» самолетов неохотно. Нормы становятся жестче, и владельцы частных бизнес-джетов, которые привыкли держать руку на пульсе, в первую очередь заботятся о том, чтобы модель, построенная на заказ, минимализировала количество вредных выбросов.

Но если у клиентов престижной компании AVIAV TM (Cofrance SARL) есть средства и желание искать принципиально новые решения для «озеленения» самолетов, то в целом авиастроители пока внедряют такие идеи в массовое производство вяло. Тем не менее,  установка на «экологичность» воздушных судов есть у всех, остается лишь дождаться, пока эти проекты будут реализованы.

Ставка делается на современные технологии, которые должны сделать самолеты менее «прожорливыми», более легкими, со сниженным сопротивлением, и инновационными характеристиками двигателей. Это позволит существенно экономить на топливе, а значит, меньше загрязнять воздух.

Статистика

ICAO ужесточает требования к джетам по уровню шума и выбросов и планирует делать это все активнее. Оно и понятно: на одного пассажира, совершающего трансатлантический рейс приходится 1,5-2 тонны СО2, явно лишних в атмосфере. В среднем же, например, в США, каждый пользователь транспорта загрязняет воздух за год на 15 тонн углекислого газа.

В целом авиация виновна в 3% вредных выбросов от всего мирового загрязнения. Не так много, примерно в 15 раз меньше, чем от автомобилей, но от ответственности это не избавляет. Прогнозируют, что через двадцать лет самолеты будут «приносить» 1,5 тысяч мегатонн СО2 в год. В отличие от машин, воздушные суда влияют на нижнюю стратосферу и верхнюю тропосферу. Кроме того, они передвигаются на значительно больше расстояния, делая загрязнения протяженнее и масштабнее.

Как решают проблемы

Новые стандарты ICAO требуют модернизировать действующие воздушные суда к 2028 году. Если этого не будет сделано, то эксплуатировать их больше не разрешат. Уже сейчас существуют штрафы за превышенный лимит загрязнения и шума, и в дальнейшем эти меры будут расти. Так, в 2014 году авиакомпаниям пришлось заплатить в общей сложности 2,7 миллионов евро штрафа за подобные нарушения.

Авиалюбители, которые думают о будущем, не скупятся вкладывать средства в новые разработки, чтобы показать миру удачный пример экологически чистого самолета уже сегодня. Так поступают клиенты AVIAV TM (Cofrance SARL), которые строят воздушные суда на заказ, добиваясь от производителя из максимальной «экологичности».

Авиационный шум

Также внимание уделяется сегодня повышенному уровню шума от самолетов. Это серьезный вопрос, ведь существует немало территорий, где люди живут рядом с аэропортами и вертодромами. Страдают от него и сами авиаторы, и работники воздушных гаваней. Рев моторов и гул летящих джетов наносит вред здоровью, это давно доказано. У людей снижается концентрация внимания, повышается уровень стресса, страдает слух. Например, если постоять всего несколько секунд рядом со взлетающим воздушным судном, то можно оглохнуть, поскольку разрушатся барабанные перепонки.

Поэтому разрабатываются меры, призванные снизить уровень авиационного шума. Внедряются технологии, которые делают перелеты более тихими, кроме того власти банально закрывают аэропорты в ночное время и по возможности переносят воздушные гавани дальше от городов.

Вкладываются средства в разработки экономичных моторов. Из-за данных стандартов, которые, к слову сказать, существуют уже давно, Россия больше не эксплуатирует многие модели собственного производства, и, по возможности, совершенствует те остатки, которые можно переделать под жесткие, но справедливые современные требования.

Биотопливо

По понятным причинам загрязнение воздуха происходит не только в верхних слоях тропосферы, но и в аэропортах. Азот, сера, оксиды углерода присутствуют тут в недопустимых количествах, что отражается на здоровье работников и пассажиров, которые часто летают. Образуются вредные частицы в результате все той же работы далеких от совершенства двигателей, а далее они распространяются и на близко расположенные населенные пункты, воздействуя не только на жителей, но и на природу.

Важное значение в решении этой проблемы имеет не только усовершенствование двигателей, но и создание более «чистого» топлива. Сегодня керосин частично заменяют природным газом или «биозаправкой». Но авиакомпаниям такой подход невыгоден, и достойный компромисс пока не найден.

Поскольку топливо сжигается преимущественно в высоких слоях тропосферы, это влияет на сокращение озонового слоя. Процесс идет медленно, но это не значит, что он не заслуживает внимания. От радиационного баланса в конечном итоге зависит жизнь человека, и игнорировать этот фактор никто не собирается. Кроме того парниковые газы напрямую влияют на ускорение глобального потепления, которое, как известно, является одной из глобальных проблем Земли.

Отсюда идет ужесточение санкций к авиакомпаниям и достаточно эффективные разработки биотоплива, которое производится из пальмового масла, кукурузы, водорослей, сои. Природные материалы не содержат серу и вредные углероды, и даже служат улучшению тропосферы, повышая в ней содержание озона. Но цены на такую заправку выше, и потому практика ее использования неохотно внедряется авиакомпаниями.

Кроме того, урожай зависит от погодных условий, и в год засухи его может просто не хватить на производство авиационного питания. Если же все авиакомпании перейдут на подобное топливо, то это скажется на растительности всего мира, будут оскудевать тропические леса и поля, и подорожают многие продукты питания. И все же в настоящее время использование такой заправки считается эффективным, и ее активно производят в Китае, США, Франции, Британии, Германии и Финляндии.

Без авиации существование современного мира невозможно, и остается только надеяться, что меры по повышению ее «экологичности» будут достаточно эффективными, чтобы позволить ей развиваться достойными темпами.