Опубликован окончательный отчет о причинах катастрофы рейса PS752 Международных авиалиний Украины

Boeing 737 U

В итоговом отчете иранские авиационные власти назвали неправильно настроенный радар и ошибку оператора ПВО причиной, по которой был сбит украинский самолет, выполняющий рейс PS752, со 176 людьми на борту в январе 2020 года.

место катастрофы Boeing 737-800 NG /UR-PSR
Место катастрофы Boeing 737-800 NG/UR-PSR

В сообщении говорится, что “самолет был идентифицирован как цель противника из-за ошибки оператора ПВО за пределами Тегерана, и были  по нему было выпущены две ракеты. Авиадиспетчерская служба не сыграла никакой роли в создании этой ошибки батареей ПВО”. В июньском предварительном отчете со ссылкой на Управление гражданской авиации говорилось, что ошибка была вызвана неправильной настройкой  радара и отсутствием связи между оператором ПВО и его командиром.

В итоговом отчете поясняется, что “после тактической смены позиции подразделение ПВО не удалось исправить систему прицеливания из-за человеческой ошибки, в результате чего оператор определил объект, летящий с запада от аэропорта, как цель, приближающуюся к Тегерану с юго-запада на малой высоте. Не получив согласия на атаку или ответа из командного пункта, оператор посчитал цель враждебной и произвел ракетный обстрел самолета в нарушение установленного порядка”.

Сообщение о сбитом самолете украинского перевозчика МАУ “не содержит попытки ответить на фундаментальные вопросы о том, что на самом деле произошло, и кажется неполным. Это не стало утешением для семей погибших, потому что не была представлена ​​вся история, полная история с доказательствами, подтверждающими ее”, – сказал премьер-министр Канады Ральф Гудейл, страны, граждан которой было много среди пассажиров самолета.

Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба также раскритиковал отчет как циничную попытку властей Исламской республики скрыть истинные причины катастрофы, которая, по мнению Украины, была преднамеренной. Министр Кулеба написал в Facebook:  “То, что мы увидели в опубликованном отчете, – не более чем циничная попытка скрыть настоящие причины поражения нашего самолета”. По его мнению, иранское расследование противоречило международной практике, игнорировало доказательства, предоставленные Украиной, и сделало выборочные выводы.

Украина и независимые следователи из ООН ранее предполагали, что обстрел самолета был преднамеренным, а не случайным. В феврале ООН отметила непоследовательность объяснений иранского правительства. Отдельно прокуратура Украины инициировала собственное расследование возможного умышленного убийства. Канада  объявила о скором раскрытии результатов собственного расследования.

Правительство Ирана выделило 150 тысяч долларов на выплату компенсации семьям жертв и сказал, что несколько человек осуждены за катастрофу. Украина заявила, что компенсация должна определяться в ходе переговоров с учетом международной практики после установления причин трагедии и привлечения виновных к ответственности.

Корпус стражей исламской революции сбил этот самолет 8 января 2020 года, вскоре после того, как он вылетел из аэропорта Тегерана. Позже иранское правительство заявило, что инцидент был катастрофической ошибкой оператора ПВО, находящегося в состоянии повышенной боевой готовности, в региональном противостоянии с США.

Андрей Бочкарев

Деловая авиация AVIAV TM