Экономический рост в Украине спровоцировал экспансию европейских авиакомпаний на ее рынке

12 октября 2021 года, во время саммита Украина-ЕС в Киеве, обе стороны заключили долгожданное соглашение об общем небе, известное как соглашение об «открытом небе». В авиационной отрасли принято считать, что подписание такого соглашения между ЕС и третьей страной создает стимул для открытия новых воздушных сообщений из-за отсутствия конкретных требований авиационных властей отдельных стран.

Самолет МАУ
Самолет МАУ

В такой ситуации достаточно соглашения между перевозчиком, заинтересованным в открытии сообщения, и конкретным аэропортом назначения. Украинская сторона, которая борется за открытое небо с 1999 года, ожидает, что подписание соглашения (еще не утвержденного, но вступившего в силу немедленно в отношении открытия сообщений) оживит рынок.

Повторение опыта Израиля и Иордании?

В последние годы стимулирование спроса на авиаперевозки и увеличение предложения можно увидеть на примере расширения деятельности LCC (лоукостеров) в Израиле (Тель-Авив и Эйлат) или граничащей с ним Иордании (Амман и Акаба), где и Ryanair, и Wizz Air открыли ряд новых, ранее не поддерживаемых маршрутов. Эти две страны Ближнего Востока решили субсидировать сообщения в виде прямых платежей за каждого приземляющегося пассажира.

Правительство Украины не обещает предоставить аналогичную субсидию, но, как сказал Майкл О’Лири на ежегодном общем собрании компании, Buzz, дочерняя компания Ryanair, может обслуживать  в Украине  12 аэропортов. В настоящее время авиакомпании из Ирландии обслуживают в Украине 5 аэропортов  самолетами, базирующимися в ЕС. Одно можно сказать наверняка, в ближайшее время Buzz станет основным оператором  ирландского холдинга по Украине. Это естественная страна из Восточной Европы, где он  расширяет деятельность благодаря более низким фиксированным расходам, которые несет авиакомпания. Официальное открытие баз в Украине, вероятно, приведет к набору сотрудников с местного рынка, что, безусловно, будет положительно воспринято украинским обществом.

Молниеносная реакция Wizz Air

Менее чем через 24 часа после конференции в Киеве венгерский перевозчик объявил об открытии целых 26 новых маршрутов из Киева-Жуляны, Львова, Одессы и Харькова. Новые рейсы будут обслуживать семь новых самолетов семейства Airbus A320. Авиакомпания решила открыть из ближайшего к центру Киева  аэропорта рейсы в места рекреационного характера в Испании: Аликанте, Барселону, Пальма-де-Майорку, Малагу и Мадрид;  во Франции: в Ниццу и Париж-Бове, а также Порту, Брюссель-Шарлеруа, Ханья на Крите и в швейцарский  Базель,  расположенный на границе трех стран. На нескольких маршрутах венгерский бюджетный перевозчик столкнется с конкуренцией со стороны Ryanair, которая уже обслуживает эти направления, предлагая рейсы из аэропорта Киев-Борисполь.

a321neo компании wizz air
A321neo компании Wizz Air

Из львовского аэропорта им. Даниила Галицкого  венгерский перевозчик  будет обслуживать такие  направления, как и Венеция, Тревизо, Афины и Салоники. Он также добавит по три  направления  из черноморской Одессы – в Афины, Лондон-Лутон и Пардубице, т.е. в города,  в которых  проживает большая  украинская диаспора. Из Харькова  можно будет летать в  Пардубице и греческие  Салоники. По большинству направлений будет предлагаться два рейса в неделю, после чего с мая по июнь количество рейсов в некоторых направлениях увеличится до трех или четырех в неделю.

Объявленные новые направления дополняют сеть сообщений, которая до сих пор базировалась на направлениях трудовой  миграции украинцев  в страны ЕС, такие, как Польша, Германия и Великобритания. Теперь Wizz Air и Ryanair открывают и будут открывать сообщения не только для полетов с коммерческими целями, но и по типичным туристическим направлениям, о чем свидетельствуют новые рейсы, добавленные в расписание.

Это связано с постепенным, но быстрым ростом благосостояния украинского населения. 17 ноября Wizz Air объявила о добавлении нового направления из Львова. Из этого города на западе Украины она летает в Валенсию, Испания. Полеты начнутся в июле 2022 года и будут проходить по понедельникам и пятницам.

Новая национальная авиакомпания

25 ноября премьер-министр Украины Владимир Зеленский объявил о планах открыть новую авиакомпанию в Украине. Это будет полностью государственный перевозчик. Авиакомпания пока носит название «Национальная авиакомпания Украины». Меморандум о взаимопонимании (МоВ) по поставке новых самолетов  подписан с Airbus. Перевозчик  будет эксплуатировать авиапарк, состоящий только из машин французского производства. Ими станут Airbus  А220, А320neo и широкофюзеляжные А330 или А350.

Конкуренция для  МАУ?

Если в аэропорту Киев-Жуляны монополия на обслуживание некоторых маршрутов принадлежит Wizz Air, поскольку их не обслуживают никакие другие авиакомпании, то даже Ryanair, предлагающий сообщения из более крупного аэропорта, обслуживающего столицу Украины, не конкурирует с Международными авиалиниями Украины.  Последняя в настоящее время сосредоточена на постепенном восстановлении сети сообщений. Она по-прежнему предлагает небольшое количество направлений, и,  но намерена большее внимание уделять  транзитным пассажирам, обслуживаемым  через хаб в Борисполе.

Boeing 777 Международных авиалиний Украины
Boeing 777 Международных авиалиний Украины

Стремительная экспансия иностранных перевозчиков в Украине привело к ухудшению финансового положения МАУ и к последующему закрытию убыточных сообщений, таких как Пекин и  Нур-Султан. Единственное преимущество – это предложение использовать основные аэропорты в крупных агломерациях, из которых можно быстро добраться до центра города, таких как Париж Шарль де Голль (CDG), Лондон-Хитроу (LHR) или Лондон-Гатвик (LGW). Открытие новых направлений обязательно будет стимулировать спрос, рост которого до пандемии COVID-19 выражался двузначными числами.

Порты Киева и Львова тогда обслужили рекордное количество пассажиров. Это произошло потому, что Ryanair и Wizz Air вышли на украинский рынок несколько раньше. Соотношение стоимости билетов с ценами, предлагаемыми национальным перевозчиком, заставило украинских пассажиров выбирать более дешевые авиакомпании. В результате время в пути сократилось с нескольких часов до максимум двух, если сравнивать поездку на автобусе с полетом на самолете.

Wizz Air появится также на внутренних рейсах?

Есть также неофициальная информация об открытии лоукостером из Венгрии внутренних сообщений по Украине, которые  могут  быть прибыльными, но пока трудно оценить рыночную нишу. В настоящее время внутренние рейсы предлагают МАУ и SkyUp. В основном это рейсы Киев-Одесса, Киев-Львов или Львов-Одесса. Их частота варьируется в зависимости от ситуации. Флагманский перевозчик  обычно предлагает утренний рейс в Киев и вечерний рейс с возвращением в региональный аэропорт. Лоукостер из Украины SkyUp выполняет два-три рейса  в неделю.

Какова реакция традиционных авиакомпаний?

Авиакомпании из ЕС, которые рассматривают Украину как транзитный рынок, не будут чувствовать такой большой конкуренции с лоукостерами, поскольку   PLL LOT, Austrian Airlines, Lufthansa, помимо передачи трафика из Украины через свои хабы в Западную Европу, рассчитывали в основном на транзитных пассажиров в США или Канаду, обеспечивающих им наполнение самолетов. До пандемии национальный перевозчик Польши являлся крупнейшей авиакомпанией ЕС по количеству полетов на украинский рынок, выполняя рейсы из своего хаба в аэропорту Шопена в Киев-Борисполь, Киев-Жулан, Львов, Одессу, Харьков и Запорожье. Большинство рейсов было организовано таким образом, чтобы обеспечить быстрый переход на трансатлантические рейсы  или на рейсы  в Западную Европу.

Кроме того, LOT предлагал стыковки из регионов по модели «W» (WAW – региональный аэропорт – аэропорт в Украине – региональный аэропорт – WAW), например, из Быдгоща, где Bombardier  Q400 выполняли ночной рейс перед утренним обратным рейсом в аэропорт Шопена.  9 декабря 2021 года LOT открыл еженедельный рейс (по четвергам) из самого маленького аэропорта Польши – в Зелёной Гуре – во Львов. Рейсы с номерами LO733 и LO734 будут выполняться так же, как и предыдущие рейсы из Быдгоща.

До начала пандемии LOT выполняла 1/3 авиаперевозок из Украины в Польшу и в целом занимала 6-е место по количеству предлагаемых мест. Ее обогнали «Международные авиалинии Украины», «Роза ветров», а из других европейских – Wizz Air и Ryanair. Еще одним крупным игроком в Украине является  также Turkish Airlines, которая предлагает полеты в Киев на широкофюзеляжных машинах.

Выбор традиционных авиакомпаний подтверждается расписанием, которое позволяет пассажирам, путешествующим по делам, вылетать и прибывать вечером того же дня без необходимости ночевки. Следует иметь в виду, что если сообщение не является транзитным, цена билета  соответствует высокому спросу, а маркетинговые кампании лоукостеров в виде  предложения очень дешевых билетов (ниже демпинговой цены) может вызвать отток P2P (точка-точка) пассажиров к ним. Бюджетные авиакомпании становятся все более значимыми перевозчиками. Они намерены занять в Украине места главных средств транспорта.

Отрытые возможности для украинских перевозчиков?

Открытие воздушного пространства ЕС может принести пользу и украинским перевозчикам, которые еще не предлагали  маршруты по Европе или их предложение было ограничено, такие, как SkyUp, Windrose Airlines или Bees Airline, созданная  в марте 2021 года, выполняющая, помимо чартерных рейсов для украинских туроператоров, а также планирующая открывать зарубежные рынки. Среди упомянутых перевозчиков самую разветвленную сеть сообщений предлагает SkyUp, работающий за пределами страны.

Андрей Бочкарев

 

Деловая авиация AVIAV TM