Эксперты Cofrance Sarl: клиенты в условиях пандемии боятся не полетов, а неопределенности

“Ситуация как на войне”, – считают эксперты компании Cofrance Sarl, имея в виду текущее положение дел в авиации, которое они обсудили со своими партнерами во время онлайн-конференции. А раз идет война, без государственного вмешательства авиационная отрасль не выйдет из кризиса, потому что пассажиры летают и еще долго будут летать намного меньше, чем до пандемии. Одна из самых больших проблем сегодня – это преодоление краха деловых поездок.
Ситуация в гражданской авиации обсуждалась нашими экспертами в ходе онлайн-конференции с участниками рынка. Серьезность ситуации достаточно хорошо отражена в риторике заявления. “Противник невидим, но то, что происходит в макроэкономическом масштабе, можно сравнить с реакцией, которая имела место во время Второй мировой войны”, – сказал Себастьян Микош, заместитель главы IATA. Это, по его мнению, означает, что отрасль не справится без государственного вмешательства в авиационную инфраструктуру и ругулирование санитарных правил.

По словам Микоша, кризис, затрагивающий гражданскую авиацию, больше не может быть проиллюстрирован V-образной кривой – это скорее буква L, которая означает, что трафик резко упал и практически не поднимается. Что еще хуже, неизвестно, когда он отскочит вверх. Этого точно не произойдет в наступающем зимнем сезоне. – Это как никогда плохо в истории”, – считает замглавы IATA.

“Я работаю в авиации 10 лет, и таких сцен, когда в воздухе не было бы самолетов, я раньше не видел, – подтверждает Виталий Архангельский, глава Cofrance Sarl. “В воздухе было больше военных, чем гражданских самолетов”, – говорит он о прошедших месяцах.
“Никто не хочет войны, но каждая война приносит с собой какие-то шансы, – говорит Себастьян Микош. Авиационная промышленность столкнется с совершенно новой ситуацией. Есть необходимость “перезапустить” рынок. Было указано, что необходимо – при сохранении баланса между невидимой рукой свободного рынка и вмешательством государства – мудро вывести эту ситуацию на новый уровень.

Пассажиры боятся не летать, а неопределенности

Ключевой вопрос сейчас – возвращение пассажиров. Оптимистичным кажется то, что люди уже боятся летать. По словам участников дискуссии, пассажиры считают, что сам рейс, в том числе за счет внедренных процедур, не несет риска заражения Covid. Это подтверждают и международные исследования. По одному из опросов, в котором приняло участие 1100 человек, летавших самолетами никто из них не получил заражения на борту. Хотя, если принять за среднюю загрузку самолета в 100 человек, вместе с ними на борту находилось 110 тысяч пассажиров.

По мнению экспертов Cofrance Sarl, при отсутствии потенциального риска заражения на борту делового самолета, клиентов сдерживает неуверенность в том, удастся ли компании выполнить запланированный рейс, или его остановят в последнюю минуту из-за юридического запрета на поездки в данную страну или необходимости пройти карантин по прибытии.

“Ситуация тем сложнее, что о новых ограничениях мы обычно узнаем в последний момент, и каждая страна регулирует эту сферу по-своему. Это создает некий хаос. В этом нужно разбираться, начиная с Шенгенской зоны”, – указал глава Cofrance Sarl. “Правила должны быть везде одинаковы, и пассажиры должны понимать смысл введенных ограничений”, – отметил он. Он подчеркнул, что это не панацея от всех проблем авиационной отрасли, но меняющаяся и неопределенная ситуация, безусловно, тормозит и задерживает восстановление воздушного движения.

Бизнес-клиенты отсутствуют

С точки зрения представителей отрасли, серьезную озабоченность вызывает замедление темпов деловых поездок.

“Мы часто предоставляли услуги клиентам, отправляющимся на деловую встречу или выставку, конференцию, а их сейчас практически не проводится. Проблема не столько в личном страхе контактов с людьми, сколько в запретах, введенных глобальными концернами в отношении как передвижения, так и личных профессиональных контактов, а также в государственных ограничения. Если мы не вернемся к офф-лайн мероприятиям, мы не вернемся к полетам”, – сказал Виталий Архангельский. Эту же проблему отметили представители регулярных авиакомпаний, которые признали, что 10 процентов пассажиров бизнес-класса – это 50 процентов прибыли.

“Бизнес-сегмента деятельности на данный момент не существует”, – согласился представитель Ассоциации региональных аэропортов. По его словам региональные порты, на которые приходится 60 процентов рынка, в том числе и бизнес-авиации, испытывают наиболее серьезные проблемы.

Так же, как небольшое количество бизнес-клиентов приносит высокий доход, 60-процентное снижение трафика несет такой же пропорциональный убыток в финансах. “Ближайшие 5 лет будут очень тяжелыми. Государство должно поддержать инфраструктуру и людей. Невозможно перевести аэропорты в спячку, нельзя увольнять персонал пропорционально уменьшению трафика”, – считает представитель Ассоциации региональных аэропортов.

“Следующий год будет худшим”, – сказал он. “Есть состояние большой неопределенности, и такое состояние не финансируется финансовыми институтами. Риск поддается определению, а неопределенность – нет”, – подчеркнул представитель региональных аэропортов.
Перезагрузка – шанс на движение вперед

Эксперты согласились с тем, что авиация изменится и что вместо возврата в состояние, предшествующее пандемии, лучше говорить о движении вперед. Только в такой перезагрузке можно увидеть новые возможности.

“До недавнего времени самой большой проблемой было найти нужное количество сотрудников, отвечающих требованиям рынка, динамика которого превышала все возможности”, – сказал Виталий Архангельский, глава Cofrance Sarl. “Это, несомненно, сильный шторм, но после каждого шторма наступает момент покоя”, – добавил он. По мнению главы Cofrance Sarl, карантин замедлил все процессы, но позволил остановиться, задуматься над определенными вещами, а также предоставил шанс разработать новую модель, имея в виду необходимость разработки новых стандартов в сфере авиационных услуг. “Иногда нужно сделать шаг назад, чтобы двигаться вперед”, – добавил Архангельский, выразив надежду, что кризис может обернуться успехом.

С ним согласились участники конференции, представляющие компании по обслуживанию воздушных судов. “До сих пор самым главным было время обслуживания, потому что самолет, который не летает, не приносит денег. Теперь операторы будут смотреть в основном на затраты и делать услуги максимально дешевыми. Мы находимся в фазе сложных контрактов”, – сказал один из них.

Андрей Бочкарев