Электросамолеты – ближайшая реальность

Пока самолеты с электрическим двигателем всем в новинку. Тем не менее все уверены, что скоро они активно начнут покорять небеса, а впоследствии заменят традиционные реактивные авиалайнеры.

Сегодня более сотни авиационных производителей всего мира разрабатывают и испытывают электросамолеты. Одной из первых о создании подобного летательного аппарата заявила компания Eviation Aircraft в Израиле.  Проект обошелся в сотни миллионов долларов и был представлен на парижской выставке Ле Бурже в 2019 году.

Самолет с красивым именем Alice вызвал восторг публики и пришелся по душе любителям частной авиации. Это небольшое воздушное судно, рассчитанное на девять пассажиров и двух членов экипажа. Оно предназначено для региональных рейсов, дальность которых не превышает 1040 километров. Порог высоты составляет три километра.

Преимущества и недостатки электродвигателя

Главное преимущество «Алисы» в электродвигателе, а следовательно –  в экономичности. Если сегодня траты на топливо самолетов составляют в среднем 30% расходов авиакомпаний, то подобный вариант обойдется в пять раз дешевле.

Немаловажным моментом является экологичность самолета. Авиационные власти постоянно повышают требования к авиакомпаниям по снижению выброса вредных веществ в атмосферу. Электродвигатели – прямой путь решения данной проблемы. К 2050 году планируется сократить объемы СО2 на 70% и более, а оксиды азота на 85–95%. Это достижимо только с моторами нового поколения, которые полностью заменят современные.

Среди недостатков электродвигателя – его невысокая мощность. Крейсерская скорость Alice всего 440 км/ч, что вдвое меньше, чем скорость обычного реактивного самолета. Масса «электромалыша» – всего лишь 6 тонн, что позволяет ему приземляться в любом аэропорту.  Легкость – несомненное преимущество, но высокой грузоподъемностью воздушное судно при этом обладать не может.

Над чем работают производители

Израильская «Алиса» – далеко не единственный пример инновационной воздушной техники. Производители планируют осуществить прорыв и открыть новую нишу, которую будут представлять исключительно легкие самолеты с электродвигателями – экономичными и не загрязняющими окружающую среду.

Разработки на первых порах будут представлять легкую авиацию. Поскольку такие двигатели маломощны, то они смогут перевозить пассажиров лишь на небольшие расстояния от 100 до 1000 километров. Это аналог существующих малых воздушных судов и вертолетов.

Но появление крупных пассажирских авиалайнеров на электродвигателях также не за горами. Над подобным проектом работает знаменитый Airbus при содействии Rolls-Royce и «Сименс». Их «детище» предварительно называется E-Fan X.

Пока планируется, что электродвигатели будут сочетаться с обычными, но спустя 20–30 лет первые полностью вытеснят вторых. Впрочем, прогнозы пока сильно разнятся. Но уже сегодня очевидно, что к 2030 году малая авиация на электродвигателях займет достойное место в парках авиаперевозчков. Подобное «воздушное такси» заказать можно будет через мобильное приложение, как это делается уже сегодня в компании AVIAV TM (Cofrance SARL).

Но электродвигатели – не окончательно решение. Их недостаток в том, что крупный запас энергии аккумуляторы долго хранить не могут. Поэтому производители планируют разработать водородные самолеты, которые будут вырабатывать топливо благодаря соединению водорода с кислородом, а «выхлопом» в данной модели станет вода.

Эта идея не нова, например, «Тойота» уже давно разработала автомобиль «Мираи», который устроен по такому принципу. В авиации к воплощению эффектного замысла напрямую приблизился немецкий производитель, который продемонстрировал в штутгартском аэропорту первую водородную модель  HY4 в 2016 году.

Электродвигатели в авиации тем более не новинка. Еще на заре авиации в 1883 году на французском дирижабле был установлен электрический мотор, который позволил воздушному судну пробыть в воздухе без малого 15 минут!

В течение ХХ века попытки сделать экономичные самолеты продолжались, но значимых успехов в этом направлении не было. В наши дни, когда нефтяные ресурсы на исходе, а защита окружающей среды выходит на первый план, этот вопрос стал актуален как никогда, а значит новое поколение воздушных судов скоро покорит небо!