Embraer

Embraer – история бренда

Embraer S. A. (португальское произношение: [entrassa]) – бразильский аэрокосмический конгломерат, который производит коммерческие, военные, административные и сельскохозяйственные самолеты, а также предоставляет всевозможные авиационные услуги. Штаб-квартира находится в городе Сан-Жозе-дус-кампус, штат Сан-Паулу.

Компания является третьим по величине производителем гражданских самолетов после Airbus и Boeing. Главным ее конкурентом является канадская компания Bombardier. Основное производство сконцентрировано на территории Бразилии. В распоряжении компании имеется испытательная площадка с одной из самых длинных взлетно-посадочных полос (почти 5 километров).

История

Стремясь развивать отечественную авиастроительную промышленность, правительство Бразилии в 1940-1950 годы осуществило ряд инвестиций в эту сферу. Однако только в 1969 году Empresa Brasileira de Aeronáutica (Embraer) была создана как государственная корпорация.

Ее первый президент, Озирес Силва, был назначен правительством. Первоначально компания произвела турбовинтовой пассажирский самолет Embraer EMB 110 Bandeirante.

ЕМВ 110 Bandeirante

Это судно является ближнемагистральной версией пассажирского турбовинтового самолёта. Его первый полет состоялся в 1968 г. Самолет в состоянии разместить на своем бору до 21 пассажира. Изготавливать его перестали в 1991 г. Фирма создала множество вариантов этой модели.

Его основные характеристики
Длина самолета – 15.1 м, высота – 4.92 м, вес пустого – 3620 кг, размах крыла – 15.32 м, наибольшая скорость – 550 км в ч., дальность полета с максимальной загрузкой – 1180 км, экипаж – 2 человека, грузоподъемность – 1680 кг.

Способствуя скорейшему росту Embraer, бразильское правительство предоставляет авиастроителю производственные контракты. И компания работает, занимаясь поставками исключительно на внутренний рынок до 1975 года.

В 1970 годах военные самолеты составляли основное производство Embraer, включая Embraer AT-26 Xavante и Embraer EMB 312 Tucano. А к 1985 году дебютировал региональный авиалайнер Embraer EMB 120 Brasilia. Этот самолет, ориентированный на экспортный рынок, стал первым и наиболее успешным на тот момент малым лайнером Embraer.

Embraer EMB 312 Tucano

ЕМВ является лёгким двухместный турбовинтовым учебно-боевым воздушным судном. Его создание началось в 1978 г. Прототип Embraer EMB 312 Tucano был поднят в воздух в 1980 г. Поставки на экспорт начались с 1984 г. EMB-312 является базовой моделью, а EMB-312H – прототипом, создан по заказу ВВС США.

Основные характеристики
Экипаж – 2 чел., длина – 9.86 м, размах крыла – 11.14 м, высота – 3.4 м, масса – 1810 кг, скорость максимальная – 458 км в ч.,
Вооружение: пулемет, бомбы.

Производство самолётов Piper по лицензии

В 1974 году компания приступила к изготовлению легких самолетов по лицензии Piper Aircraft. Запчасти этих судов изготавливались на предприятиях Piper в Америке, а затем отправлялись Embraer для последующей сборки и реализации в Бразилии и странах Латинской Америки. К 1978 году основная часть комплектующих изготовлялась уже непосредственно самой Embraer. За время с 1974 года по 2000 год всего было реализовано почти две с половиной тысячи воздушных судов, сделанных по лицензии.

Приобретение – Aerotec

Aerotec – это проектно-производственная компания, основанная в Бразилии в 1962 году под эгидой бразильского главного командования аэрокосмической техникой в Sao Jose dos Campos.

Начиная с конца 1960-х годов, фирма занималась изготовлением двухместных учебно-тренировочных самолетов для бразильских ВВС, Aerotec Uirapuru. Небольшое их число было выпущено для гражданского рынка, также эти экземпляры экспортировались и в другие латиноамериканские государства.

T-23 Uirapuru

Т-23 Uirapuru является учебно-тренировочным самолетом. Фирменное название воздушного судна А-122 Uirapuru. Разработка судна началась в 1962 г. А в 1965 г. были проведены испытания двух
прототипов летательного аппарата. По итогам испытаний, ВВС Бразилии пожелали приобрести 30 судов, поступивших на вооружение в 1969 г.

Эти модели изготавливались для ВВС Парагвая (8 единиц) и Боливии (18 единиц). Всего было построено 126 воздушных судов – 100 для военных сил Бразилии.

Основные характеристики
Длина – 6.6 м, высота – 2.7 м, размах крыла – 8.5 м, масса – 515 кг, мощность – 160 л. с., макс. скорость – 225 км в ч., дальность – 800 км, экипаж – 2 чел.

К 1980 году, основной бизнес Aerotec заключался в производстве деталей для компании Embraer. Однако примерно в это время ВВС заинтересовались версией популярного в те времена Uirapuru. Прототип был построен (назван Uirapuru II), но к тому времени когда он был окончательно готов к полетам, ВВС оказался уже не нужен. Небольшое количество самолетов все-таки было построено на экспорт.

В 1987 году фирма была продана компании Embraer.

Приватизация

Организованная правительством и находящаяся под его постоянным контролем, Embraer начала приватизацию при Итамаре Франко. Именно в тот период было приватизировано и множество других компаний, принадлежащих государству. И только благодаря продаже 7 декабря 1994 года, компания смогла миновать грозящее ей на тот момент разорение. Авиастроитель по-прежнему получал контракты от правительства. Хотя государство теперь обладало только так называемой «золотой акцией». Это дает право вето в решении вопросов о продажи военной авиации.

Участие на биржах

В 2000 году Embraer сделал первые официальные предложения на фондовых биржах NYSE и BM&F Bovespa. Главными акционерами в 2008 году становятся пенсионные фонды Previ – 16.40 процентов и Sistel – 7.40 процентов, кроме того Bozano Group – 11.10 процентов. У бразильского правительства остается 0.3 процента. В конце 2014 года владельцами акций более пятипроцентного капитала были 17 компаний.

Расширение авиа-продукции: военных, региональных и административных судов

В середине 1990-х годов компания занималась линейкой продукции, больше ориентированной на небольшие коммерческие самолеты, а не военную технику, как это было раньше. Вскоре она занялась и производством более крупных региональных авиалайнеров на 70-110 мест и небольших бизнес-джетов. На сегодняшний день компания занимается производством как самолетов для обороны, так и гражданских судов.

Административные авиа-суда

В 2000 году на авиашоу в Фарнборо Embraer представил Legacy 600, вариант бизнес-джета ERJ. В 2002 году было создано специализированное подразделение Embraer Executive Jets.

Embraer Legacy 600

Legacy 600 является бизнес-джетом повышенного комфорта. Самолет снабжен спальными местами, что очень удобно при долгих перелетах, и спутниковым телефаксом. Сервис на борту отвечает мировым стандартам.

Основные характеристики
Экипаж – 3 чел. (2 пилота и 1 стюард), пассажиры – 13 чел., длина – 26.33 м, высота – 6.76 м, размах крыла – 21.17 м, масса – 16000 кг, макс. скорость – 834 км в ч., дальность – 5900 км.

В 2005 году Phenom 100 был концептуализирован как воздушное такси, такое как Eclipse 500, конкурируя с Cessna и Hawker Beechcraft. Этот самолет был введен в производство в 2008 году и является основой более крупного Phenom 300.

Embraer Phenom 300

Совершил свой первый вылет в 2008 г. Является летательным аппаратом типа light. Отличается хорошей скоростью и дальностью полета. Снабжен мощными двигателями Pratt&Whitney – PW535E, дающими возможность совершать перелеты на расстояния 3300 км без остановок на заправку. Вмещает на своем борту 6 пассажиров и 2 пилотов.

Затем разрабатываются самолеты Legacy 450 и Legacy 500, а в октябре 2013 г – Lineage 1000, являющийся VIP-версией E190.

Embraer Lineage 1000

Lineage 1000 — реактивное воздушное судно бизнес-класса. Первый раз самолет был продемонстрирован публике на европейской авиавыставке в Женеве в 2006 г. Первый вылет был осуществлен в 2007 г.

Основные характеристики
Экипаж – 3 чел. (2 пилота и 1 стюард), вместимость – 19 пас., длина – 36.24 м, высота – 10.28 м, размах крыла – 28.72 м, макс. скорость – 89 км в час,
дальность полета – 8344 км.

В 2016 г. Embraer поставила свой 1000-й представительский самолет, при этом признавая, что ей не хватает сверхдальнего большого реактивного судна.

Авиа-военные суда

Embraer КС-390

19 апреля 2007 г. компания объявила, что рассматривает возможность производства двухмоторного военно-транспортного самолета Embraer КС-390. Работы начались в мае 2009 года при финансировании со стороны бразильских военно-воздушных сил и военно-морских сил. Бразильская почтовая служба Correios также проявила интерес к покупке этого самолета. Также заинтересовались и определенные страны Южной Америки, в том числе Аргентина.

КС-390 в состоянии поднимать в воздух грузы тяжестью до 23 тонн. Его основная задача состоит в том, чтобы сменить авиа-суда времен «холодной войны» и быть похожим характеристиками на С-130 Hercules. Для этой цели компании выделяется 1.5 млрд. $. А базовой версией для этого самолета становится модификация, рассчитанная для транспортировки разнообразного груза и десанта.

В 2015 г. на аэродроме строительного предприятия Embraer в Гавиан-Пейшоту, был проведен первый испытательный полет этой модели. Длился он 1 ч. 25 мин.

Основные характеристики
Максимальная скорость – 870 км в ч., макс. дальность – 6130 км, длина – 33.43 м, размах крыла – 33.94 м, высота – 11.43 м.

Сближение с Боингом

В декабре 2017 года английская международная газета Wall Street Journal сообщила, что Boeing ведет переговоры о поглощении Embraer, оценивая его рыночную стоимости в 3.7 миллиарда долларов. Осталось только дождаться одобрения бразильского правительства. Обе компании подтвердили, что в настоящее время обсуждается вопрос о потенциальном сотрудничестве, при этом договор должен быть согласован с бразильскими государственными и регулирующими органами, правлениями обеих компаний и их акционерами. Потенциальная соглашение рассматривается как реакция на сделку Airbus–Bombardier в CSeries.

22 декабря 2017 года глав Бразилии Мишель Темер сообщил, что о продаже Embraer компании Boeing «не может быть и речи», добавив, что правительство выступает за партнерство с компанией, но предупреждает, что наложит вето на изменения в контроле за акциями. 28 декабря министр обороны Рауль Юнгманн выступил против передачи контроля над Embraer SA, поскольку его оборонный бизнес не может быть отделен от его коммерческих операций, но приветствовал бы сделку, поддерживающую местный контроль над компанией. 2 января 2018 года бразильская газета Valor Econômico сообщила, что создание совместных предприятий, разделение затрат и доходов в определенных областях было бы предпочтительным, чтобы избежать изменения контроля над Embraer.