Embraer срочно нуждается в плане B после “развода” с Boeing

После того, как Boeing отказался от покупки подразделения гражданской авиации за 4,2 миллиарда долларов, будущее бразильского Embraer внезапно стало неопределенным, поскольку у него не было плана B, хотя в руководстве в первый момент всеобщего смятения утверждалось обратное. Единственным выходом остается обратиться за помощью к властям.

Profit Hunter

E195-E2 Profit Hunter

После ночной встречи (с пятницы по субботу) руководства Embraer, посвященной обсуждению планов выживания после такого громкого фиаско, президент компании Франсиско Гомес Ньето, занимающий эту должность менее года и не имеющий опыта работы в авиационной отрасли, встретился с командой из 20 тысяч человек. “Наша история была полна трудных моментов, и мы преодолели их все”, – сказал он и показал пальцем знак победы.

Embraer, однако, в данный момент столкнулся с сильнейшим в своей истории кризисом, который усугубил развод с американцами через два года после того, как Airbus поглотил своего крупнейшего конкурента, канадского Bombardier вместе с самолетом A220 (ранее CSeries). Для Embraer это могло иметь разрушительные последствия, так как он остался единственным независимым производителем самолетов малой вместимости перед лицом такого гиганта как Airbus.

Сегодня главной целью компании из Сан-Жосе дус Кампус является попытка успокоить инвесторов. Компания пообещала сократить расходы и заверила, что у нее есть солидные финансовые ресурсы. Она также отказалась от своих же аргументов, которые использовала для того, чтобы убедить профсоюзы и регуляторов поддержать сделку с Boeing. Теперь руководство концерна утверждает, что может выжить без американцев, хотя еще недавно говорило, что сделка с ними была спасением.

Бывшая государственная структура, погрязшая в долгах из-за махинаций окружения и самой Дилмы Русеф, еще не обращалась за помощью из бюджета, но ей придется искать дополнительные источники финансирования. Бразильские компании, в первую очередь авиаперевозчики и автомобилестроители, уже ведут переговоры с правительством о пакетах помощи. Техническая безработица в Embraer на данный момент достигает более 90 процентов.

Команда на главном заводе в Бразилии потратила 30 миллионов долларов на новую штаб-квартиру и теперь “корректирует уровни производства и расходы, а также принимает меры для поддержания ликвидных ресурсов и разумного финансирования в эти неспокойные времена”.
“Embraer потребуется сильная государственная поддержка, чтобы покрыть расходы от срыва сделки и оправиться от экономического кризиса, вызванного коронавирусом”, – говорит Аурелио Вальпорто, глава группы Abradin, у которой имеется миноритарная доля в Embraer, выступавшей против сделки с Boeing.

Embraer потерял два основных аргумента, чтобы убедить инвесторов в своих отношениях с американской группой. Первым была выплата дивидендов в размере 1,6 миллиарда долларов от продажи подразделения гражданской авиации. Второй состоял в том, что в результате сделки, было бы достаточно денег, чтобы покрыть свои долги и освежить военное подразделение и подразделение деловой авиации. Сделка с Boeing позволила бы начать заново начать реконструкцию убитого предыдущим правительством левых предприятия, в первую очередь реорганизацию отдела продаж и маркетинга. Таковы были радужные перспективы. Теперь вместо этого на Embraer каждый день собирается кризисный комитет, который ломает голову и не видит конца неприятностей.

Срыв сделки произошел в худший момент, который только можно представить. Продажи самолетов E2 нового поколения снижались, а в целом спрос на самолеты упал из-за пандемии. А дешевая нефть в какой-то момент ослабила стремление авиакомпаний покупать новые самолеты, основным преимуществом которых была экономия топлива. Возникает также вопрос, как долго Джон Слэттери, который активно продвигал E2 и выступал за одобрение сделки с Boeing, теперь будет оставаться главой подразделения гражданской авиации Embraer. В своем посте в Твиттере он сказал: “Несмотря на этот период неопределенности в нашем секторе, я уверен, что Embraer выйдет сильнее”.

Со своей стороны Boeing, однако, оставил на собой свободу маневра, утверждая, что он сам ищет поддержки правительства для авиационного сектора США. Конгресс просто не мог бы выделить деньги, которые бы концерн потратил на покупку другой компании, а та бы потратила почти треть на выплату дивидентов своим акционерам. По словам Embraer, Boeing отверг сделку не из-за технических деталей, а из-за собственных финансовых проблем. В свою очередь, по словам американцев, Embraer не выполнил условия. Расставание может привести к затянутой и дорогостоящей тяжбе в судах.

Аналитики также видят положительные последствия: оживление рынка начнется со спроса на самые маленькие самолеты A220 и E2. Количество вариантов выхода из кризиса для Embraer ограничено, но ни один из них не рассматривался как серьезный план B. Одной из заинтересованных сторон может быть Китай, который не смог взять перехватить программу Bombardier и пытается самостоятельно развивать производство самолетов, хотя и без особых успехов . “Это один из стратегических вариантов, хотя и политически проблемный”, – считают аналитики Cofrance Sarl. Люди из окружения президента Джейра Больсонару были против сближения с Китаем и раньше, а теперь еще считают его виновным в пандемии коронавируса.

Как уже говорилось в предыдущей статье, бразильцы не стали бы обращать внимания на предложение российского концерна “Ростех”, если бы даже такое поступило. Об этом сказал один из представителей Embraer, который также назвал сплетнями слухи о возможных переговорах с россиянами.

Андрей Бочкарев