Eurocontrol изменил прогноз по восстановлению воздушного движения в Европе

Евроконтроль прогнозирует, что восстановление воздушного движения в Европе до допандемического уровня займет больше времени, чем ожидалось. Основная причина этого – война в Украине и вытекающие из нее экономические последствия и проблемы, которые были у авиационной отрасли этим летом из-за возросшего спроса на авиаперевозки.

Аэропорт Аннеси Монблан
Аэропорт Аннеси Монблан

Евроконтроль прогнозирует, что только в 2025 году (а не так, как прогнозировалось годом ранее) движение вернется к уровню 2019 г. “Этим летом мы видели сильный спрос на авиаперевозки, но удовлетворить его мешали как проблемы со способностью отрасли адаптироваться, так и последствия войны в Украине”, — прокомментировал Имонн Бреннан, генеральный директор Евроконтроля.

Агентство прогнозирует, что в 2022 году будет совершено 9,3 миллиона рейсов, что на 49 процентов больше, чем в 2021 году, но на 16 проц. ниже уровня 2019 г. В июне, до начала хаотичного летнего сезона, в этом году прогнозировалось 9,5 млн рейсов. Бреннан добавил: “Мы с оптимизмом смотрим на то, что в следующем году мы вернем около 92 проц. трафика 2019 года”.

Но есть еще серьезные угрозы, которые могут ударить по восстановлению. Поскольку воздушное пространство России было отрезано для перевозчиков из ЕС, а воздушное пространство Украины было закрыто из-за войны, авиакомпании были вынуждены изменить маршруты полетов. Это привело к увеличению времени полета и увеличению расхода топлива, что означает увеличение затрат для перевозчиков.

В своем семилетнем прогнозе Евроконтроль сообщил, что ограничения в воздушном пространстве Украины, России, Белоруссии и Молдовы могут сохраняться до 2028 года. В свою очередь, рост цен на энергоносители в результате войны отразится на покупательной способности потребителей и, соответственно, на расходы. Кроме того, нехватка кадров в аэропортах, наблюдавшаяся летом 2022 года, может повториться и в 2023 году. Согласно положительной информации, полное восстановление дальнемагистрального сообщения должно произойти в 2023 году.

Прогноз Евроконтроля включает три сценария — высокий, базовый (наиболее вероятный) и низкий. До июля этого года ситуация в авиационном секторе развивалась лучше предыдущего базового сценария. Однако нехватка пропускной способности аэропортов, проблемы с авиакомпаниями, забастовки авиадиспетчеров по всей Европе, а также война в Украине и рост цен на энергоносители сделали прогноз менее оптимистичным.

Вот как Eurocontrol описывает три сценария в своем последнем прогнозе:

Сценарий “Высокий” предполагает умеренный рост ВВП, ограниченное влияние инфляции на спрос, высокое доверие пассажиров и низкие ограничения в 2023 году для авиакомпаний и пропускной способности аэропортов.

“Базовый” сценарий связан с более слабым ВВП, более высокой инфляцией (включая рост цен на авиационное топливо), влияющей на спрос, и более низким доверием пассажиров.

Низкий сценарий учитывает влияние нескольких рисков, включая сохранение рецессии во многих странах в 2023 г., что сильно повлияет на спрос на авиаперевозки.

Андрей Бочкарев