Startle Effect и его влияние на безопасность полетов

Не все в авиации слышали об Startle Effect (эффекте испуга). Это явление мы попытаемся объяснить в нескольких предложениях на страницах нашего портала.Startle Effect — это удивление, реакция страха или захват миндалевидного тела, как это научно определяется в медицинских и психологических кругах. Миндалевидное тело представляет собой подкорковую структуру во внутренней височной доле головного мозга человека. Свое название она получила, как легко догадаться, из-за миндалевидной формы. Миндалевидное тело отвечает, в том числе, за защитные реакции нашего организма. Бывает и так, что в хорошо развитой коре головного мозга преобладает его изначальная часть, т. е. миндалевидное тело. Так было с самого начала существования человеческого вида, когда-то, когда каждый день был борьбой за выживание, тогда это была более развитая часть мозга.

В авиации Startle Effect можно определить как неконтролируемый автоматический рефлекс, вызванный внезапным, очень интенсивным событием, которого пилот не ожидает. Таким явлением в авиации может быть отказ двигателя, попадание в штопор, попадание в турбулентный след или сбои в работе сложных систем управления. Реакцией на такие экстремальные, опасные для жизни события является первичная (та, что сотни тысяч лет назад, когда эволюционировал человеческий вид) реакция «сражайся или беги», в некоторых случаях это может быть также замирание (чтобы быть менее заметным для окружающих или противника), а в ряде случаев и совершенно нелогичных действий в известной обстановке и ситуациях.

Startle Effect включает в себя как физическую, так и психическую реакцию на внезапную смертельную угрозу;

Физические реакции автоматические и практически мгновенные;

Сердечно-сосудистая система: повышается частота сердечных сокращений, повышается артериальное давление, расширяются коронарные артерии, что увеличивает приток крови к мозгу, конечностям и мышцам;

Дыхательная система: глубина и скорость дыхания увеличивают поступление в организм большего количества кислорода;

Эндокринная система: печень выделяет дополнительный сахар для энергии, надпочечники выделяют адреналин;

Мышечная система: Мышцы напряжены, готовы к немедленному действию;

Выделительная система: увеличивается потоотделение;

Нервная система: изменяется деятельность головного мозга, реакции становятся менее обоснованными и более инстинктивными.

Ментальные реакции — сознательная обработка и оценка сенсорной информации — могут быть намного медленнее. На самом деле способность обрабатывать сенсорную информацию — оценивать ситуации и предпринимать соответствующие действия — может быть серьезно нарушена или даже подавлена ​​интенсивными физиологическими реакциями.

Было доказано, что после шока, такого как громкий шум, основные двигательные функции могут быть нарушены на период до 3 секунд, а комплексные двигательные функции – на срок до 10 секунд.
Время, необходимое для восстановления хладнокровия после состояния шока, также является важным фактором. Было обнаружено, что Startle Effect снижает производительность обработки информации при выполнении повседневных задач, таких как постоянное решение основных арифметических задач, в течение 30–60 секунд после того, как событие произошло. Таким образом, эффект неожиданности мешает когнитивной обработке и может негативно повлиять на принятие решений и навыки решения проблем.
Как пишут Мартин, Мюррей и Бейтс в своей статье “Последствия сбивающих с толку пилотов факторов во время критических событий”:

“…Одной из общих тем, когда самолеты становятся более надежными, является то, что пилоты могут быть удивлены или озадачены инцидентом, в результате чего они либо не предпринимают никаких действий, либо предпринимают ненадлежащие действия, что ставит самолет в очень опасное положение, а в некоторых случаях вызывает аварию или катастрофу”.

Внезапно трос лебедки обрывается, планер находится на крутом стометровом наборе высоты, а в кабине пилот-курсант совершает свой четвертый самостоятельный полет. Ни на какие команды, подаваемые по рации, он не реагирует, ручку не возвращает, скорость не поддерживает, планер входит в авторотацию… Вот так его мозг захватывает миндалевидное тело, он ничего не слышит, он ничего не понимает, он застыл на месте, крепко сжимая рычаг управления.

У пилотов могучего лайнера вдруг на крейсерском эшелоне пропадают показания спидометра и раздается громкий звуковой сигнал “HIGH SPEED, HIGH SPEED”. Рефлексивно пилот берет штурвал на себя и держит его в таком положении практически до самого конца. В глубоком штопоре самолет падает в воду, погребая под обломками почти триста человек. Пилон не мыслит логически. У него не стала мозга, его поглотило миндалевидное тело.

Airbus A320 врезался в стаю канадских гусей сразу после взлета. Опытный капитан Чесли “Салли” Салленбергер позже признается, что прошло несколько секунд, прежде чем он начал мыслить логически. Его парализовало, каким-то чудом он смог только дать указание запустить ВСУ (вспомогательную силовую установку). Комиссия по расследованию авиационных происшествий изначально намеревалась обвинить его в ошибочной технике пилотирования, поскольку он не вернулся в аэропорт вылета, а решил совершить посадку на реке Гудзон. На симуляторе такая посадка удалась только с 17-й попытки. Слава богу, что кто-то здравомыслящий прочитал о Startle Effect. Мозг капитана Салли пропал на несколько секунд, миндалевидное тело захватило его.

Что является противодействием от наших изначальных инстинктов, которые действует против нашей воли?

1. Хорошо изучите свой самолет: прочтите все доступные инструкции, поищите в интернете интересные факты о нем. Если с ним были какие-то технические или пилотажные проблемы, не стесняйтесь спросить у опытных коллег. Попросите опытных инструкторов о совместном полете.
2. Держите самолет/планер в очень хорошем техническом состоянии, в сложной ситуации вы должны быть уверены, что он вас не подведет.
3. Чаще летайте в ручном режиме. Как узнать хорошего пилота??? Потому, что он не боится делать визуальный заход на посадку без приборов.
4. Отработать на тренажере наиболее вероятные события, исходя из существующих ситуаций.
5. Предвидеть угрозы Часто спрашивайте себя, что бы я сделал, если бы… искал лучший ответ, лучшее решение.
6. Избегайте самоуспокоенности, как говорят в мире бокса, непобедимых боксеров не бывает, они только сильно бьют. Так же и в авиации ВСЕ ошибаются. Предполагайте, что что-то может пойти не так, предполагайте, что вы совершите ошибку.
7. Всегда имейте план на случай, если что-то пойдет не так.
8. Помните, что жизнь — это самое главное. Даже самый великолепный и самый дорогой самолет или планер не стоит того, чтобы за него умирать и иногда приходится выпрыгивать из него.
9. Поддерживайте физическую форму и здоровый образ жизни. Startle Effect у здоровых, тренированных людей длится короче.

Наконец, если вы спросите меня, испытывал ли я когда-нибудь эффект испуга за несколько десятков лет в авиации и несколько тысяч часов, проведенных в воздухе? Да, я это испытал и никому не желаю. Это природа случайно наделила меня чертой, с которой я борюсь. И когда в красиво развитом заднем штопоре на Piper Cub самолет не хотел выходить из штопора, я почти сразу начал бороться, боролся за свою жизнь. Но это история совсем для другой статьи…

Андрей Бочкарев