Новый кокпит A350 с сенсорными дисплеями

Европа готовится к использованию искусственного интеллекта вместо пилотов

3 мая 2022 года в Европейском парламенте состоялись дебаты об искусственном интеллекте (AI) в нашей повседневной жизни, от медицины до экологии, демократии и транспорта. Специальный парламентский комитет по AI работает уже несколько месяцев. Значит ли это, что мы приближаемся к тому времени, когда, например, полет в отпуск на самолете будет проходить без участия пилота в кабине?Искусственный интеллект как ключевая технология определяет сегодняшнюю цифровую трансформацию. Будучи концепцией, включающей в себя множество технологий, управляемых заданным набором определенных человеком целей и обладающих определенной степенью автономии в своих действиях, ИИ обрабатывает полученные данные и реагирует на них, что приводит к обучению, умозаключениям, планированию, принятию решений и творчеству. Влияние ИИ на текущую цифровую трансформацию нельзя недооценивать. Это еще больше изменит и улучшит то, как мы работаем, общаемся и передвигаемся. Следовательно, ИИ влияет на каждый сектор экономики и каждую часть нашей повседневной жизни.

Воздушный транспорт и искусственный интеллект

У нас уже есть автомобили, которые могут передвигаться без водителя, хотя с такими транспортными средствами бывали зрелищные аварии, но технологии продолжают усовершенствоваться и по статистике аварии беспилотных авто случаются реже. А могут ли тогда пассажирские самолеты летать без пилотов?

Это не только тревожная перспектива для каждого пилота и дело тут не в доступности таких технологий (они уже существуют), а в простом ощущении потери работы в будущем. Однако там, где разрабатываются ключевые глобальные правила, в том числе в Европейском парламенте, эта тема стала обсуждаться. Более того, в мире уже есть исследования и стартапы в этом секторе экономики, которые благодаря развитию ИИ приближают время, когда пилота не будет в кабине самолета. Созданный калифорнийской компанией Xwing самолет Cessna Grand Caravan 208 в феврале 2021 года совершил рулежку по перрону, затем взлет и полет и, наконец, посадку и руление в ангар без присутствия пилота в кабине.

Летные испытания беспилотных технологий продолжаются. Конечно, в начале этого этапа автономно будут летать грузовые самолеты, но следующим шагом станут автономные пассажирские рейсы. Здесь возникают сомнения, особенно со стороны пассажиров, безопасно ли это? Сегодня об этом думают ученые и эксперты ЕС. Самым большим препятствием является доверие пассажиров к искусственному интеллекту.

Представьте сегодня ситуацию, в которой, находясь в аэропорту, вы узнаете, что ожидающий вас самолет сегодня полетит без пилота, а за безопасностью полета будут следить компьютеры с внедренным искусственным интеллектом. Вполне вероятно, что часть пассажиров сразу бы покинула борт, если бы кто-то вообще решился на такой рейс.

В авиационной отрасли два ключевых производителя самолетов уже разработали две модели автоматизации полета. Они отличаются уровнем уверенности в эксплуатации самолета. В модели Boeing система основана на человеческом факторе. Когда происходит неисправность машины, контроль над управлением должен взять на себя человек, который отключает автопилот и управляет самолетом. В модели Airbus система должна взять на себя управление в кризисных ситуациях. Пилот должен только наблюдать за машиной.

Специальный комитет Европейского Союза по искусственному интеллекту в эпоху цифровых технологий (AIDA) был создан для представления Плана действий ЕС в области искусственного интеллекта, в котором изложены шаги, предпринимаемые Европейским союзом для решения этих экономических и социальных проблем в течение следующих нескольких лет. Позиция Комиссии была представлена ​​в Европарламенте 3 мая.

“Искусственный интеллект не следует демонизировать, роботы не захватят нашу жизнь. Я убежден, что, например, автомобили, управляемые искусственным интеллектом, будут безопаснее. Как люди, мы не очень хорошо умеем водить”, — сказал один из экспертов.

То же самое и в авиации… из истории известно, что наиболее частой причиной авиационных происшествий или катастроф является человеческий фактор.

По мнению экспертов авиационной отрасли, автономные самолеты появятся не раньше 22 века, и не потому, что современные технологии этого не позволяют, а потому, что только тогда пассажиры будут к этому готовы. Технология ИИ уже присутствует в этом секторе экономики. Сейчас разрабатывается законодательство для его использования в нашей жизни.

Андрей Бочкарев