Европейский союз и страны Азии на пороге торговой войны из-за слотов

Аэропорт Лас-Вегаса

Руководства крупных азиатских авиаузлов, таких как Сингапур, Гонконг и Сеул, пригрозили Европейскому союзу принять ответные меры, если он, согласно своему плану, восстановит правила использования слотов.Принцип, согласно которому авиакомпании, чтобы сохранить свои слоты в аэропорту, то есть свободные места в графике взлета и посадки, должны использовать их не менее, чем на 50 процентов. Согласно планам Европейского Союза, объявленным в июле, действие правила, широко известное как «используй или потеряй», будет возобновлено ​​в октябре этого года с вступлением в силу зимнего расписания полетов. Ранее требование о фактическом использовании слотов было приостановлено во время пандемии по требованию авиакомпаний, поскольку его соблюдение означало, что перевозчики, чтобы сохранить ценные слоты в аэропортах, организовывали «пустые рейсы» без пассажиров, что сказывалось на их экономическом состоянии, а также наносило  ненужный ущерба окружающей среде. В случае невыполнения требования «используй или потеряй», авиакомпании лишались  слотов, которые затем могли перейти к их конкурентам.

Это конец пандемии?

В настоящее время разногласия возникли в июле, когда власти Евросоюза заявили, что с октября они восстановят правила, требующие использования не менее 50 процентов операций на  слотах для их сохранения. Власти ЕС намеревались частично восстановить правила конкуренции, приостановленные, когда авиакомпании пытались выжить в пандемии.blank

В то время как решение Евросоюза продиктовано частичной реконструкцией пассажиропотока в Европе, в основном на рынке региональных стыковок внутри континента, авиакомпании из Азии указывают, что они станут жертвами восстановленных правил, поскольку их междугородные перевозки сети потребуют гораздо больше времени на восстановление. Чтобы защитить интересы своих перевозчиков в Европе, некоторые азиатские власти готовы восстановить правила «используй или потеряй» для европейских перевозчиков, использующих их аэропорты. Все это делает реальным сценарий торговой войны в авиационной отрасли, вызванный различиями в том, как пандемия коронавируса влияет на авиакомпании из Европы и Азии.

«Это торговая война? Это, безусловно, одно из ее проявлений. Ситуация будет только обостряться по мере того, как все больше авиакомпаний банкротятся, а международные рынки останутся закрытыми или ситуация окажется  в лучшем случае неопределенной», —  говорят аналитики компании Cofrance Sarl.

Некоторые авиационные регуляторы из азиатских стран уже проинформировали авиакомпании из Европы, что им придется выполнить не менее 50 процентов операций. Это может вызвать международные политические споры по поводу транспортных маршрутов, имеющих особое значение для мировой торговли, анонимно заявили представители отрасли. «Сингапур – одна из стран, которые могут пойти на этот шаг», —  подтвердил Даниэль Нг, директор Управления гражданской авиации Сингапура.

У авиакомпаний есть повод для беспокойства

Согласно последнему отчету Всемирной туристской организации ООН (ЮНВТО), существуют значительные различия в ограничениях на поездки по всему миру. 70 процентов границы в странах Азиатско-Тихоокеанского региона остаются полностью закрытыми по сравнению с 13 процентами в Европе,  20 процентов – в Америке – 19 проц. – в Африке и 31 проц. – в регионе Ближнего Востока. Более того, на перспективу быстрого открытия границ в Азии негативно влияет тот факт, что политические решения об их закрытии понимаются и реализуются местными обществами во многих странах региона самостоятельно.

Эти диспропорции сильно отражают статистику пассажиропотока. В Азии, где нормой является необходимость пройти длительный карантин по прибытии,  по данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), авиакомпании   в июле обслужили  только 14 процентов  пассажиропотока в международном трафике по сравнению с уровнем 2019 года, что значительно ниже имеющих место  в Европе 46 проц.

Budapest Airport
Аэропорт Будапешта

В августе Cathay Pacific Airlines предупредила, что более медленные темпы восстановления трафика в Гонконге означают, что перевозчик рискует потерять ценные слоты в зарубежных аэропортах, что, в свою очередь, поставит под угрозу статус Гонконга как глобального коммуникационного узла. Обеспокоенность решением Европейского союза выразили тайваньские авиакомпании China Airlines и Korea Air Lines, а Singapore Airlines от комментариев отказалась.

От авиакомпаний Европы Air France и KLM заявили, что их решение летать не зависит от наличия свободных мест. В свою очередь авиакомпания Lufthansa, перевозчик из Евросоюза, обслуживающий наибольшее количество сообщений с Азией, заявила, что более строгие требования ЕС могут нанести вред климату, а также перевозчикам, если они будут вынуждены выполнять пустые рейсы только для того, чтобы сохранить свои слоты.

По запросу Ryanair и операторов частных аэропортов

Европейский союз решил ужесточить правила, регулирующие использование слотов в зимний сезон, вопреки рекомендациям мировой авиационной отрасли, но после активного лоббирования этого решения со стороны недорогих перевозчиков, таких как Ryanair с обширной сетью соединений на короткие расстояния, и европейских аэропортов, многие из которых приватизированы и ищут источники доходов.

«Мы уже не находимся в фазе прямого шока. В настоящее время мы находимся в ситуации, когда рынок стабилен с гораздо более низкими уровнями, чем в 2019 году, но стабилен», — сказал Эйдан Фланаган, директор по безопасности и предложениям в Международном совете аэропортов.

Аэропорт Мюнхена
Аэропорт Мюнхена

Европейская комиссия объявила в июле, что требование использования 50 процентов слотов, хотя в обычное время требовалось 80 -процентное использование,  было выбрано для обеспечения правильного использования предложений аэропортов и в интересах потребителей. Комиссия также объявила, что можно будет делать исключения из правила, благодаря которым авиакомпаниям не придется использовать половину слотов там, где действуют строгие меры предотвращения пандемии, такие как карантин, что влияет на возможности передвижения.

Когда ограничения на поездки будут сняты, у авиакомпаний из Азии будет шесть недель, чтобы полностью возобновить авиаперевозки в Европейском союзе, даже если спрос будет восстанавливаться медленнее, иначе они могут потерять свои слоты. Для многих авиакомпаний слоты в хорошие часы в самых популярных аэропортах на вес золота, поскольку они определяют успех или неудачу сообщения.

«Когда нет спроса, проводить операции нерационально. Это действительно слишком малое  время, чтобы восстановить все операции после снятия ограничений», — сказала Лара Моган, директор по слотам в IATA.

Рене Майсоколуа, управляющий директор немецкой организации по управлению слотами FLUKO, подтвердил в интервью агентству Reuters, что некоторые азиатские страны сообщили авиакомпаниям из Европы, что им придется использовать 50 проц. слотов  или они рискуют их потерять, что является шагом в ответ на действия Европейского Союза.

blank

Согласно анонимным источникам нашего портала, в группу азиатских стран, которые планируют принять решительные ответные меры против перевозчиков из ЕС, входят Сингапур, Гонконг и Южная Корея. Власти Сингапура и Гонконга подтвердили, что они принимают ответные меры, но отказались обсуждать отдельные случаи. Управление  корейских аэропортов отказалось комментировать возможные ответные меры, но наличие планов было подтверждено Korean Air, участвующим в рабочем комитете.

В то время как напряженность между Европейским союзом и Азией растет, Соединенные Штаты объявили в четверг, 16 сентября, гораздо более мягкие правила зимнего сезона для международных авиаперевозчиков, чем те, которые требуются Европейским союзом.

Андрей Бочкарев

 

Деловая авиация AVIAV TM