Европейским авиакомпаниям придется больше платить за выбросы CO

В последнюю неделю на авиакомпании, особенно в Европе, усилилось давление с целью сократить выбросы углекислого газа. В отношении авиаперевозчиков Европейский парламент и Совет Европейского союза требуют, чтобы операторы платили более высокие налоги, а бесплатные квоты на выбросы CO2 для авиационной отрасли будут постепенно отменены.Совет Европейского союза и Европейский парламент предварительно договорились изменить порядок применения правил Системы торговли выбросами ЕС (ETS) к гражданской авиации. В своем заявлении Совет заявил, что он достиг предварительного политического соглашения с Европейским парламентом (ЕП), с целью “обеспечить, чтобы авиация способствовала достижению целей ЕС по сокращению выбросов в соответствии с Парижским соглашением”.

Когда выбросы от рейсов в Европейской экономической зону и из нее превышают 85 процентов до уровня 2019 года, рейсы должны будут компенсироваться соответствующими углеродными кредитами, инвестированными в сокращение выбросов в странах, участвующих в программе CORSIA.

“Я рад, что мы нашли соглашение, которое эффективно прокладывает путь к нашей цели по сокращению выбросов от транспорта на 90 проц. к 2050 году. Это позволит нам решить проблему авиационных выбросов в ЕС, а также за его пределами, путем согласования EU ETS с CORSIA и обеспечения равного режима для авиакомпаний, работающих на одних и тех же маршрутах”, — заявил министр окружающей среды Чехии Мариан Юречка.

ЕС изучит возможность согласования CORSIA с ETS

Оба органа Европейского союза теперь изучают связь между Европейской схемой компенсации ETS и схемой компенсации и сокращения выбросов углерода для международной авиации (CORSIA), которая была создана Международной организацией гражданской авиации (ICAO). Новое соглашение означает, что схема ЕС будет применяться к внутриевропейским рейсам, включая рейсы в Великобританию и из Великобритании, а также Швейцарии. CORSIA будет охватывать неевропейские рейсы в третьи страны, участвующие в программе, и из них в 2022–2027 годах.

В последнее время возникла некоторая путаница в отношении инициатив ЕС и ICAO и того, как эти две организации и их программы могут сосуществовать. Хотя ЕС проложил путь для обеих сторон, он не полностью отказался от своей заинтересованности в создании международной основы для сокращения выбросов углерода. В результате ЕС уведомил ICAO о своем намерении выйти, если прогресс будет недостаточным для соблюдения как минимум Парижских соглашений. ЕС объявил, что подождет до 42-й

Ассамблеи ICAO в 2025 году, чтобы оценить, насколько хорошо работает программа CORSIA.
Если CORSIA достигнет своих целей, Комиссия представит Совету и Парламенту предложение о продлении проекта чистых выбросов. Если CORSIA окажется недостаточной, Комиссия внесет предложение о расширении сферы действия ETS на все рейсы из Европейской экономической зоны.

В рамках ETS авиакомпании, работающие в Европе, уже представили данные о бесплатных квотах на выбросы углерода, чтобы покрыть их сокращение. В настоящее время большинство этих разрешений выдаются бесплатно, но соглашение, достигнутое на прошлой неделе, направлено на то, чтобы изменить это и в конечном итоге свести количество бесплатных разрешений к нулю. Совет намерен сократить количество бесплатных разрешений на 25 проц. к 2024 г. и наполовину – в 2025 г., а с 2026 г. выдача бесплатных разрешений будет полностью прекращена. Прозрачность данных о выбросах CORSIA будет повышена со следующего года при одновременном включении мер защиты конфиденциальной коммерческой информации.

Это означает, что с 2026 года квоты на выбросы будут полностью продаваться с аукциона. Что касается использования доходов, то сопредседатели договорились о перечислении пяти миллионов надбавок из авиационного сектора в Инновационный фонд.

Откуда возьмется SAF в 2024 году?

Отмена бесплатных разрешений означает, что авиакомпаниям придется начать платить за свои выбросы CO2, что должно побудить их перейти на устойчивое авиационное топливо (SAF) или новые технологии без выбросов. Поскольку всего через год ЕС начнет сокращать количество бесплатных разрешений, авиакомпаниям необходимо будет действовать быстро, чтобы обеспечить поставки SAF, хотя власти ЕС, похоже, не беспокоятся о том, откуда будет поступать такое экологически чистое топливо.

Законодатели ЕС решили, что SAF будет иметь более высокую цену, чем традиционное авиационное топливо. Чтобы компенсировать некоторые из этих наложенных расходов, ЕС выделит 20 миллионов бесплатных квот на выбросы углерода в период с 2024 по 2030 год для авиакомпаний, которые начнут использовать SAF. Небольшие и удаленные аэропорты, острова могут покрыть разницу в цене на 100 проц. в соответствии с ограничениями на экологически чистое топливо, чтобы обеспечить бесперебойную доступность устойчивого топлива в удаленных аэропортах и ​​местах, где производство SAF недостаточно.

Для всех остальных аэропортов покрытие ценовой разницы будет модулировано в зависимости от вида топлива: 95 проц. для возобновляемых видов топлива небиологического происхождения (RFNBO); 70 процентов для современного биотоплива и 50 проц. для других приемлемых видов топлива.

Наконец, в соглашении содержится призыв к включению выбросов, не связанных с CO2, и к внедрению Комиссией системы мониторинга, отчетности и проверки (MRV) для неуглеродных выбросов с 2025 года. Комиссия подготовит отчет на основе MRV к 2027 году, чтобы добавить эти выбросы в ETS.

Предложение о пересмотре европейской ETS является частью пакета Fit for 55. Пакет, представленный Европейской комиссией 14 июля 2021 года, призван позволить Европейскому Союзу сократить чистые выбросы парниковых газов не менее чем на 55 проц. к 2030 г. по сравнению с уровнем 1990 г. и достижению климатической нейтральности в 2050 г. 29 июня с.г. Совет по окружающей среде достиг общего подхода к предложению. Предварительное политическое соглашение теперь будет официально принято Советом и Европейским Парламентом.

Андрей Бочкарев