Цех завода Boeing в Сиэтле

Евросоюз и США отменяют взаимные пошлины

Соединенные Штаты и Европейский союз заключили соглашение о прекращении спора о субсидиях для конкурирующих производителей самолетов Boeing и Airbus и об отмене штрафных пошлин, заявила во вторник в Брюсселе торговый представитель США Кэтрин Тай. “Вместо того, чтобы бороться с одним из наших ближайших союзников, мы, наконец, объединяем силы против общей угрозы”, – сказала Тай, добавив, что обе стороны договорились о пятилетнем соглашении о приостановке действия пошлин. Однако они могут быть восстановлены, если фирмы США не могут “честно конкурировать” с фирмами в Европе.

Спор между США и ЕС по поводу субсидий для Airbus и Boeing длится 17 лет. Обе стороны выиграли дело во Всемирной торговой организации (ВТО) и получили права введения пошлин на продукцию.

В марте 2019 года арбитры ВТО официально постановили, что, несмотря на сомнение в государственной помощи Boeing, американская компания использовала ее в течение многих лет. Дальнейшее разбирательство касалось только размера санкций. Считалось, что незаконная помощь включает гранты на исследования и разработки от государственного космического агентства НАСА и налоговые льготы. Таким образом было поддержано проектирование и производство пассажирского самолета Boeing 787 Dreamliner.

ЕС допустил возможность отмены санкций, если США отменит свои собственные пошлины, наложенные на импортируемые товары ЕС в ответ на незаконную государственную помощь конкурирующему с Boeing Airbus.

В октябре 2019 года арбитры разрешили Соединенным Штатам ввести штрафные тарифы, поскольку субсидии европейскому Airbus продолжались до тех пор. Стоимость товаров, облагаемых этими пошлинами, составляла 7,5 миллиарда долларов в год, и была самой высокой с момента создания ВТО в 1995 году. Они использовались в основном против четырех стран, которые финансово поддерживали Airbus – Франции, Германии, Великобритании и Испании.

Поэтому в ноябре 2020 года ЕС согласился ввести штрафные пошлины на импорт товаров из США на сумму до 4 миллиардов долларов.

Андрей Бочкарев