FAA поставила специальные условия для топливного бака Boeing 777X

FAA приняла решение усилить дополнительные требования к самолету Boeing 777X. Благодаря своей композитной конструкции крыла, которая также является его топливным баком, Boeing должен продемонстрировать, что баки могут выдерживать мусор от шин, воздействующих на поверхность.

FAA сообщила: «Поверхности топливных баков типичных транспортных самолетов имеют толстую алюминиевую конструкцию в зонах удара обломков шин, которая является толерантной к обломкам шин больше, чем определено в … этих особых условиях. Учет утечек, вызванных большими фрагментами шин, необходим для обеспечения надлежащего уровня безопасности при использовании композитного материала».

Специальные условия означают, что Boeing должен будет доказать летную годность путем тестирования или анализа, прежде чем самолет может быть сертифицирован. Для этого им был предоставлен крайний срок  – 8 июля.

Какое тестирование требуется?

Тестирование должно проводиться с использованием фрагмента шины размером 1% от массы шины. Испытание очень специфично по своей природе, и FAA заявляет, что фрагмент должен двигаться с той же скоростью, если бы он оторвался от шины во время эксплуатации взлетно-посадочной полосы. Они также указывают, что нагрузка должна распределяться по площади топливного бака, которая равна 1,5% площади протектора шины.

Согласно уведомлению FAA, воздействие на любой топливный бак или компонент топливной системы в пределах 30 градусов по обе стороны от плоскостей колеса не должно приводить к проникновению, деформации или разрыву (через волны давления). Необходимо также показать, что такое воздействие не приведет к какой-либо утечке.

Ранее FAA установила 10 специальных условий сертификации летной годности в отношении складных законцовок крыла 777X, а также условия, касающиеся пожарной живучести и электронной системы управления полетом.

Те же условия, что и у Dreamliner

Требования, выданные FAA, точно такие же, как и особые условия, реализованные для Boeing 787, когда он был в разработке в 2007 году. Как самый большой самолет с композитными крыльями, Boeing должен был не только доказать устойчивость к ударам от обломков, но и то, что топливные баки могли выдерживать волны давления.

Ущерб от волны давления печально известен как основная причина катастрофы Air France Concorde в 2000 году. По данным следователей крушения, самолет находился в процессе выполнения своего взлета, когда он ударил титановую полосу, которая упала с DC-10 всего за несколько минут до этого.

На полосе лопнула шина, которая сама по себе не повредила баки. Однако, части шины создали ударную волну давления в левом топливном баке. Это привело к разрыву бака и утечке топлива, которое затем воспламенилось, что привело к потере контроля и фатальной аварии Concorde недалеко от аэропорта.

В результате аварии как EASA, так и FAA выпустили пересмотренные требования безопасности, направленные на решение этой проблемы. Следовательно, FAA выпустила специальные условия как для Boeing 787, так и для Airbus A350, поскольку оба используют композитные конструкции крыла, которые образуют поверхности топливного бака и находятся рядом с колесами, шинами и двигателями самолета.

Таким образом, 777-9 вызывает аналогичную озабоченность. Из документа FAA было сказано, что: «Широкое использование композитных материалов в конструкции крыла самолета Boeing модели 777-9 и конструкции топливного бака считается серьезным изменением от принятых и традиционных методов строительства».

Boeing в настоящее время готовит 777-9 к первому полету. Всего через процесс летных испытаний и сертификацию пройдут четыре 777-9. После этого первые поставки ожидаются в Эмираты примерно в это же время в следующем году.