Flygskam – экотерроризм или искренняя забота об окружающей среде?

Так называемый Flygskam, т.е. «стыд полетов», вызванный заботой об окружающей среде, вдохновляет шведов на выбор путешествия по железной дороге, даже ценой потери времени и более высоких расходов. Это огромное изменение в социальных отношениях создает давление на авиакомпании и может привести к возрождению ночных поездов.
В то время как европейцы, а также жители многих развивающихся стран, после долгих лет все более и более охотно открывают для себя очарование стиля жизни «реактивных установок», шведы совершенно по-другому относятся к путешествиям по воздуху. Для растущего числа шведов упоминание количества авиаперелетов, совершаемых в год, или упоминание о высоком статусе в программах лояльности авиакомпаний является не источником гордости, а скорее стыда. Эта тенденция, вызванная заботой об окружающей среде и будущем планеты, настолько широко распространена, что она ввела новые слова в шведском языке: flygskam, то есть стыд, вызванный воздушным путешествием, att smygflyga или скрытным путешествием на самолете, а также tagsprit, то есть хвастовство путешествием на поезде.
Мода на железные дороги

Хвастаться поездкой на поезде не случайно — именно поезда стали для шведов предпочтительным средством передвижения. Железная дорога, которую скандинавы считают самым экологичным средством передвижения, доставляет шведские семьи на отдых в такие отдаленные места, как Франция или Испания. Многие из тех, кто решил путешествовать на поезде, говорят, что, хотя их основной мотивацией было заботиться об окружающей среде, они быстро обнаружили, что путь по железной дороге делает их очень счастливыми.

«Мы можем читать, слушать аудиокниги, играть в настольные игры и в то же время нас провозят через захватывающие места», – убеждает Анна Хамно Викман, которая в течение последнего года путешествовала поездом в Северную Францию и Берлин.

Задекларированные клиенты железных дорог делятся своим опытом и советами для других в специальной группе Facebook. В январе прошлого года в группе было около 4000 человек. пользователей, на данный она момент насчитывает более 77 тысяч. Каждый день около 500 новых участников присоединяются к этой группе. Анна Хамно Викман, опубликовавшая в Instagram фотографии своей семьи из поездки, чтобы вдохновить других, не скрывает, что рассказы об опыте, опубликованные в социальных сетях, вдохновили ее на путешествия по железнодорожной дороге.

«Социальные сети являются катализатором путешествий по железной дороге. Мы бы никогда не осмелились отправиться в наше первое долгое путешествие на поезде, если бы у нас не было поддержки группы на Facebook. Это был большой положительный опыт», – говорит один из участников.

Политики обещают возрождение поездов дальнего следования

Власти Швеции отмечают растущую моду путешествий на поезде. В конце марта шведское правительство, в которое входят политики из социал-демократических и зеленых коалиций, пообещало создать сеть ночных поездов из Швеции в города Европы. Возможно, что наиболее вероятными направлениями, которые будут открыты, являются Гамбург, Берлин, Франкфурт или Амстердам, хотя сообщения с более отдаленными городами, такими как Брюссель и Прага, также не исключены.

Окончательное решение будет принято на основе финансируемых правительством исследований, которые призваны определить, в каких маршрутах будет наибольшая потребность. По оценкам правительства, весь проект по созданию сети междугородних поездов может стоить шведским налогоплательщикам 50 миллионов крон или около 5,3 миллиона долларов.

«Мы делаем это, чтобы справиться с изменением климата, построить сильное общество и достичь цели стать социальной экономикой мирового уровня, свободной от ископаемого топлива. Все больше и больше людей хотят иметь возможность путешествовать как на работу, так и на отдых таким образом, чтобы это благоприятствовало климату. Теперь наша задача как политиков — объединить усилия, чтобы сделать железнодорожный транспорт очевидной альтернативой путешествий в остальную Европу», – сказал Пэр Болунд, заместитель министра финансов от имени Партии зеленых.

Авиационная отрасль подвергается критике

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) не отрицает тот факт, что самолеты являются источником выбросов углекислого газа в атмосферу — согласно расчетам ассоциации, в 2017 году авиация несла ответственность примерно за 2 процента общих выбросов парниковых газов. IATA напоминает, однако, что авиационная отрасль поддерживает производство примерно на 20 процентов мирового ВВП. Чтобы снизить влияние деятельности авиакомпаний на нашу планету, IATA поставила перед отраслью ряд целей, которые она называет амбициозной: ежегодное повышение эффективности использования топлива на 1,5 процента в 2009–2020 гг. прекращение чистых выбросов CO2 на этом постоянном уровне с 2020 г. и сокращение на 50 проц. уровень выбросов CO2 к 2050 году, с тем, чтобы достигнуть уровня выбросов 2005 года.

До сих пор проблема заключалась в том, что прогресс в отрасли не успевал за увеличением количества пассажиров. В 2017 году 4 миллиарда пассажиров было перемещено по воздуху. IATA прогнозирует, что к 2036 году это число увеличится до 7,8 миллиарда. В Европе в 2017 году средний расход топлива на одного пассажира составил 3,4 л/100 км. Это значение 24 проц. ниже, чем в 2005 году, но с тех пор пассажиропоток увеличился на 60 процентов. В результате за этот период выбросы CO2 увеличились на 16 проц. до 163 миллионов тонн на 99,8 г/км CO2 на пассажира.

На страницах нашего портала мы уже сообщали о том, что Ryanair занимает десятое место в списке крупнейших производителей выбросов CO2 в атмосферу в Европе. Это первая компания в истории этого антирейтинга, чей бизнес-профиль не имеет прямого отношения к углю, и это влияет на восприятие всей авиационной отрасли.

Проблема имиджа усугубляется тем, что, в отличие от автомобильной промышленности, которая до недавнего времени часто упоминалась в контексте выбросов CO2, авиационная отрасль не может рассчитывать на революцию в области электроприводов в ближайшем будущем. Доступные в настоящее время литий-ионные аккумуляторы очень тяжелые — один килограмм аккумуляторов способен хранить примерно в 100 раз меньше энергии, чем килограмм авиационного топлива, что делает невозможным использование электрических самолетов для дальних сообщений. Кроме того, эти батареи легко повреждаются, легко воспламеняются и со временем их емкость уменьшается. Таким образом, в течение многих лет промышленность будет обречена на топливо, большая часть которого являются производным нефти, поскольку альтернативные виды биотоплива по-прежнему составляют крайне незначительную долю.

Борьба за сердца юных пассажиров

Чтобы не потерять благосклонность путешественников, которые заботятся о будущем планеты, скандинавские авиалинии все больше говорят на языке заботы об окружающей среде и сознают свою ответственность за сокращение выбросов парниковых газов. Finnair недавно запустила новую инициативу для пассажиров, которая позволяет им компенсировать выбросы парниковых газов или сократить выбросы, внося свой вклад в покупку биотоплива. В свою очередь, авиакомпания SAS объявила на этой неделе, что с апреля текущего года она решила компенсировать потребление CO2, введя молодежные билеты «Youth Tickets», то есть специальные тарифы для людей в возрасте от 12 до 25 лет. Перевозчик определяет действие как ответ на ясное сообщение от молодых путешественников о том, что они хотят иметь возможность путешествовать более экологически нейтральным образом и обеспечить его успех, поскольку это привело к увеличению числа молодых пассажиров за последние 12 месяцев на самолетах SAS.

«Тот факт, что молодые люди все еще хотят путешествовать и возвращаться домой, вдохновленные другими, таким образом участвуя в позитивном развитии нашего общества, очень обнадеживает. Сознательное, неагрессивное путешествие никогда не было более важным. Мы отмечаем растущее желание наших путешественников, особенно молодых людей, предложить им возможность сделать активный выбор, поэтому мы приняли решение сделать эти инвестиции», – пояснил Ларс Андерсен Ресаре, директор по окружающей среде и в SAS.
Не случайно перевозчики ищут благосклонности у молодежи. Именно эта социальная группа в Швеции и во многих других странах мира заботится о будущем нашей планеты. Молодежь все чаще вдохновляется деятельностью 16-летней шведской климатической активистки Греты Тунберг, которая прославилась благодаря организации всемирной студенческой забастовки за климат, выступлению на климатическом саммите COP24 в Катовице и присутствия на январском экономическом саммите в Давосе. В Давосе Тунберг появилась после 32-часовой поездки на поезде.

Должно ли быть стыдно летать?

С точки зрения авиационной отрасли представляется очень заманчивым отнестись к стыду за полеты как к чисто местному, шведскому явлению. На самом деле, дискуссия о влиянии развития авиации на окружающую среду уже давно ведется во всем мире, и flygskam является лишь последним ее хитом. Авиакомпании и производители самолетов имеют серьезные обвинения в финансировании своего развития за счет нанесения ущерба окружающей среде. В ответ отрасль вспоминает, насколько она важна для мировой экономики.

Вопрос заключается в том, будет ли в глазах общественности эта роль достаточным оправданием для увеличения выбросов, особенно в связи с тем, что некоторые действия авиакомпаний трудно оправдать с точки зрения заботы об окружающей среде. Многие эксперты обращают внимание на вредоносность программ лояльности перевозчиков, которые поощряют наиболее частые поездки, зачастую только во имя повышения их статуса. Можно также задаться вопросом, действительно ли нам нужно возвращение сверхзвуковых самолетов или создание гиперзвуковых воздушных судов, которые помимо генерирования огромного количества выбросов создают шум, вызывающий изменения в верхних слоях атмосферы? Не стоит ли оставить эту привилегию деловой и специальной авиации, где время действительно критично?

Растущий в Швеции, а также в других странах мира, Flygskam – это позиция, подразумевающая, что воздушные путешествия  это не наша абсолютная привилегия, а право, которое может быть реализовано только без ущерба для окружающей среды. Создатели движения по отказу от авиаперевозок в пользу железной дороги подчеркивают, что это позитивный, активный акт, а не попытка навязать свои взгляды другим. Шведская инициатива не всем должна нравиться. Однако, даже если мы не решим в одночасье перейти с самолетов на поезда, возможно, стоит рассмотреть вопрос о целесообразности нашего следующего воздушного путешествия, поскольку оно, несомненно, окажет влияние на окружающую среду.

Кроме того, необходимо тщательно посчитать и ущерб окружающей среде, создаваемый железными дорогами. Даже при использовании условно экологически чистых электропоездов («условно» поскольку электроэнергия не всегда добывается экологически чистым способом), ущерб природе наносит строительство и эксплуатация железнодорожного транспорта. Тем более это касается автомобильного транспорта, где пока расход топлива на одного пассажира превышает аналогичный показатель в авиации. Кроме того, инфраструктура для автотранспорта (асфальтные и бетонные дороги, разметка, развязки) куда более широкомасштабна и отнюдь не безвредна дня окружающей

В любом случае такие экологические движения являются для авиационной отрасли и науки стимулом к тому, чтобы развивать альтернативные источники энергии.

Андрей Бочкарев