Хеджирование топлива пока компенсируют рост цен на нефть, но билеты будут дороже

Цена на нефть после военного вторжения России в Украину  взлетела до самого высокого уровня с 2008 года, что привело к росту расходов авиакомпаний, которые  изо всех сил пытались оправиться от падения спроса из-за пандемии COVID-19. Авиакомпании сталкиваются  нехваткой топлива, что делает невозможным возобновление нормальной работы.Заправка самолета биотопливом в аэропорту Хельсинки

Цены на нефть уже были высокими из-за ограниченных мировых запасов, но конфликт в Украине привел к дальнейшему их росту. Рыночные цены на авиационное топливо в Северо-Западной Европе в среду выросли на 85 процентов по сравнению с ценой на 25 февраля, теперь она составляет $1649 за тонну.

Рост цен на сырую нефть привел к росту цен на продукты нефтепереработки, которые также подорожают, если поставки сырой нефти сократятся. Цены на авиакеросин в Сингапуре превзошли цены на сырую нефть марки Brent с 24 февраля, поднявшись почти на 35 проц.  и достигнув 150 долларов за баррель впервые с июля 2008 года.

Цены на авиационное топливо в Европе и США выросли аналогичным образом, в результате чего глобальные перевозчики, уже пострадавшие от COVID-19 за последние два года, были вынуждены  прибегнуть к возвращению топливных сборов и более высоких тарифов.

Авиаперелеты станут дороже

«Путешествие [на самолете, из ред.] теперь не будет дешевым. Наряду с инфляцией в различных странах у большинства людей меньше финансовых возможностей, меньше располагаемый доход», —  сообщил один сингапурский торговец реактивным топливом. Глобальная вместимость на этой неделе снизилась на 0,1 процентного пункта до 82 миллионов мест и остается на  23 процентов более низком уровне, чем за соответствующую неделю до пандемии 2019 года. «Все больше путешественников будут ограничивать свои планы «необходимыми» поездками, а ограничения на пандемию,  а во многих направлениях по-прежнему требуется отрицательный результат тестирования  на COVID,  увеличили неопределенность для путешественников», — добавил торговец авиационным керосином.

Маржа азиатской переработки авиатоплива выросла до 26 долларов за баррель в понедельник (7 марта) по сравнению с дубайской нефтью, что является самым высоким рекордным уровнем, согласно данным Refinitiv Eikon за 2009 год.

Высокие эксплуатационные расходы

Рентабельность авиакомпании напрямую зависит от того, насколько низко она поддерживает эксплуатационные расходы. Хотя большинство затрат в некоторой степени поддаются управлению, на их баланс наибольшее влияние оказывает  цена на топливо. Многие перевозчики также обеспокоены необходимостью летать более длинными маршрутами, чтобы избежать воздушного пространства России и Украины.

Поскольку многие  страны запрещают импорт нефти из России, авиакомпании обеспокоены тем, как это может повлиять на цены на нефть. Действительно, волатильность цен на нефть уже видна. Цена на нефть марки Brent 6 марта 2022 года достигла почти 140 долларов за баррель и, как сообщается, превысила последний максимум в 147,50 долларов за баррель в 2008 году. Авиакомпании не могут полностью справиться с этой ситуацией, особенно когда на нефть приходится такая огромная часть эксплуатационных расходов, составляющая до 40 проц. понесенных постоянных затрат.

Цены на авиабилеты уже выросли на многих рынках, в т.ч. в Индии. Высокопоставленный представитель авиакомпании сообщает, что  в ближайшие несколько дней  стоимость перелета по маршруту Дели-Мумбаи, вероятно, вырастет с нынешних 35-150 долларов  до примерно 45-215. Колебания рынка уже повлияли на авиационный сектор Нигерии: в феврале Azman Air пришлось отменить многие рейсы из-за нехватки топлива, и это было до украинского кризиса.

Малайзийский лоукостер AirAsia впервые с 2015 года ввел обязательные топливные сборы к билетам. Тем временем китайские авиакомпании увеличили топливные сборы на внутренних рейсах. Цены на билеты также повысили Emirates  и японские перевозчики Japan Airlines (JAL) и All Nippon Airways (ANA).

Хеджирование как средство защиты от повышения цен

Некоторые авиакомпании используют хеджирование топлива, чтобы частично компенсировать рост цен, но другие авиакомпании вообще не пользуются хеджированием, в том числе крупные американские авиакомпании United Airlines, American Airlines и Delta Air Lines. Хотя последний перевозчик сам владеет с нефтеперерабатывающим заводом.

Air France-KLM – две авиакомпании в составе холдинга  обеспечили себя на 72 процента топливом по старым ценам  в первом квартале и на 63 процента во втором квартале. Топливо закупалось по 90 долларов за баррель, во втором полугодии были обеспечены меньшие объемы. Об этом  17 февраля  сообщил финансовый директор холдинга Стивен Заат на презентации результатов работы холдинга за прошлый год.

Авиакомпания Air New Zealand — New Zealand получила 1,34 млн баррелей нефти за шесть месяцев до 30 июня и 707 500 баррелей в следующие шесть месяцев, о результатах сообщили 24 февраля. В конце февраля перевозчик поднял цены международных рейсов примерно на 5 проц., ссылаясь на рост цен на нефть и общую инфляцию.

Cathay Pacific Airways — базирующаяся в Гонконге авиакомпания обеспечит все потребление в первом квартале и около половины ожидаемого потребления во втором квартале. Об этом заявил представитель авиакомпании в среду. Обеспечено также снижение затрат на топливо до конца 2023 года.

EasyJet — британская  бюджетная авиакомпания  на 60 процентов обезопасили себя от покупки топлива по текущим расценкам в финансовом году, заканчивающемся 30 сентября. Авиакомпания ранее   заплатила около 504 долларов за тонну.

IAG, владелец British Airways и Iberia, защищена от волантильных цен на нефть в течение двух лет. Об этом заявил 25 февраля исполнительный директор Луис Гальего. В целом на  2022 год запасено около 60 проц. топлива.  Исходя из сценария цены на топливо в 900 долларов за тонну, компания заплатила 690 долларов за тонну в первом квартале после хеджирования 70 процентов  топлива и иностранной валюты, как показано в презентации результатов от 25 февраля. Во втором квартале цена вырастет до 750 долларов после хеджирования на 65 проц. топлива и валюты, до 775 долларов в третьем квартале, на 56 проц. хеджирование топлива и валюты и 795 долларов в последнем квартале, что составляет немногим менее половины хеджирования топлива и колебаний валютных курсов.

Lufthansa — немецкая авиакомпания обеспечена на 63 проц. в 2022 году, при пороге убыточности в 74 долларов   за баррель. Об этом сообщил Карстен Шпор в презентации результатов 3 марта.

Qantas Airways — австралийский перевозчик застраховал более 90 проц. своего топлива в течение шести месяцев до 30 июня.   Исполнительный директор Алан Джойс, добавив, что авиакомпания  на 50проц.   также обеспечена своим топливом  на следующий квартал.

Ryanair — ирландский бюджетный перевозчик обеспечил себя топливом по прежним ценам  на 80 процентов. 2 марта генеральный директор Майкл О’Лири заявил, что Ryanair не будет вводить топливные сборы в предстоящем летнем сезоне 2022 года.

Singapore Airlines – авиакомпания  города-государства  из Юго-Восточной Азии заранее получила 30 процентов топлива  исходя из средней цены сырой нефти Brent в 57 долларов за баррель в течение шести месяцев до 31 марта. Об этом заявил представитель авиакомпании в своей ноябрьской презентации доходов.  Singapore Airlines  также обеспечила 40 процентов своих потребностей по средней цене 60 долларов на следующие пять кварталов. В понедельник представитель перевозчика заявил, что нет необходимости обновлять данные за ноябрь.

Венгерская бюджетная авиакомпания Wizz Air объявила в понедельник, что лоукостер  покрыл расходы на топливо в течение следующих четырех месяцев без помощи хеджирования. По состоянию на март половина его потребностей была покрыта ценовым пределом в 1172 доллара за тонну и 40 проц. потребностей в топливе в следующем квартале, до конца июня, на уровне $1142 за тонну.

Могут ли цены на топливо замедлить восстановление трафика?

За последние два года авиакомпании изо всех сил пытались заполнить свои места в самолетах. Поскольку COVID-19 постепенно отступает во всем мире, появилась новая надежда на восстановление движения.

Хотя текущие тенденции не оказывают непосредственного влияния на пассажиров, желающих снова летать, устойчивый рост цен может помешать долгосрочному восстановлению сектора. Рост цен на нефть влияет почти на все отрасли, в результате чего товары становятся дороже, а люди становятся более осторожными в отношении расходования своих денег. Пассажиры, вероятно, дважды подумают, прежде чем тратить слишком много своих сбережений  на дорогие авиабилеты, и могут подождать, пока нефть начнет падать.

Российско-украинская война, несомненно, всколыхнула авиапромышленность. Трассы полетов приходится удлинять в связи с закрытием воздушного пространства Украины и России, а для российских воздушных линий – Евросоюза, США и Канады. Аналитики прогнозируют новые  рекорды цен на нефть на мировых биржах, а ближайшие недели кажутся достаточно неспокойными для большинства авиакомпаний мира.

Андрей Бочкарев