A350 для Аэрофлота

Российские авиакомпании нашли способ обойти санкции

Некоторые российские авиакомпании совершают беспрецедентные ранее рейсы в пункты назначения в Латинской Америке, организуя остановки для дозаправки в Агадире, Марокко. Такие перевозчики, как Azur Air и Nordwind, выбирают экстремальные маршруты из-за санкций, введенных западными странами в связи с вторжением России в Украину.Авиаоператор Azur Air переводит самолеты в реестр РФ

За последние две недели Евросоюз, Канада, США и ряд других стран закрыли свое воздушное пространство для авиакомпаний и самолетов из России.

Российские авиакомпании «Аэрофлот», S7, Azur Air, Nordwind и другие ощутили на себе последствия запрета и отменили большую часть международных рейсов, поскольку арендодатель мог задержать самолеты в аэропорту назначения. Санкции, наложенные на российскую авиацию, включают не только закрытие воздушного пространства, но и запрет на поставку запчастей, использование страховки или требование возврата арендованных машин.

Запрет на европейское, канадское и американское воздушное пространство для российских авиакомпаний и самолетов временно побудил некоторых перевозчиков приостановить многие международные рейсы. Аэрофлот приостановил все международные рейсы, кроме белорусского Минска. Другие перевозчики сохранили несколько международных маршрутов в страны, которые не ввели ограничений для российских авиакомпаний, такие как Мексика и Куба. Однако для поддержания таких рейсов перевозчикам приходится выполнять более длинные маршруты. Это приводит к увеличению общего времени рейса, увеличению расходов на топливо и незапланированным остановкам в пути.

Остановка в Марокко

Рейс ZF6680 авиакомпании Azur Air из московского международного аэропорта Внуково в Канкун, Мексика, сделал остановку на марокканском курорте Агадир. В январе этого года Azur Air выполняла этот рейс на самолете Boeing B777-300ER, зарегистрированном как VQ-BXJ. Самолет преодолевал 10 023 километра почти за 13 часов. Рейс проходил через воздушное пространство Евросоюза, через такие страны, как Финляндия, Норвегия и Швеция. Azur Air теперь летает между Москвой и Канкуном, но по совершенно другому маршруту.

Самолет, выполнявший рейс, также был изменен. Сейчас сообщение обслуживает Boeing B767-300 (ER), зарегистрированный в VP-BUX. Первый этап путешествия проходил между Москвой и Агадиром в Марокко. Расстояние между двумя городами составляет 4599 километров, но сам перелет занимает 11 часов из-за удлиненного маршрута. Через шесть часов в Агадире самолет вылетел в Канкун, преодолев оставшиеся 7700 километров за 11 часов. Весь путь теперь занимает 28 часов.

Еще один рейс Azur Air в Латинскую Америку — беспосадочный рейс ZF555 между Москвой и Варадеро, Куба. Тем не менее самолет выбрал другой маршрут, минуя европейское, канадское и американское воздушное пространство, что увеличило время полета на три часа.NordWind возьмёт в лизинг два самолета Boeing 777-300ER

Azur Air — не единственная авиакомпания, которая была вынуждена перенаправить свои рейсы в Мексику из-за санкций. Nordwind Airlines изменила способ полетов в определенные пункты назначения, например, в Лос-Кабос на северо-западе Мексики.

8 марта перевозчик выполнил рейс N49448 на аэробусе A330 с регистрационным номером VP-BUP. Дело в том, что самолет вылетел не из традиционного аэропорта Москва-Шереметьево, а из камчатского Петропавловска. Это город, который является административным, промышленным, научным и культурным центром Камчатского края в России. Полет длился 10 часов 25 минут, самолет А330 преодолел расстояние 8099 километров.

Существуют опасения остаться без самолетов

Из-за действующих санкций лизинговые компании вынуждены конфисковать сотни самолетов, переданных в лизинг России, что является огромной задачей с политическими и операционными последствиями. Несмотря на риск потери арендованных самолетов, Nordwind продолжает выполнять международные рейсы. Во вторник был выполнен рейс из Петропавловска-Камчацкого в ​​Мексику.

Airbus A330, зарегистрированный под номером VP-BUP, принадлежит ЦКБ авиации. Несмотря на то, что самолет принадлежит лизингодателю и должен быть возвращен в его руки, похоже, российские авиакомпании разными способами пытаются этого избежать. На прошлой неделе компания Nordwind потеряла один Boeing B777-300ER с регистрационным номером VP-BJP, который был задержан в Мехико.

В зависимости от расходов на топливо, которые должны нести эти авиакомпании, несомненно, что перевозчики потеряют на этом миллионы долларов. Это может привести к резкому росту цен на билеты и в конечном итоге привести к банковским долгам и банкротству. Так было бы, если бы это было в стране с системой рыночной экономики. Но в случае России,  как некоторых других стран  бывшего СССР, где была система командной экономики, вместо  банкротства может быть проведена национализация. Такая мера может спасти авиакомпанию на некоторое время, но в конечном итоге приведет к краху всей экономики.

Андрей Бочкарев