Раскопки места крушения американского среднего бомбардировщика B-25 с останками советского экипажа, обнаруженные в окрестностях Беруни 19 января 2020 года, проводится под надзором районной прокуратуры в Тыхах, археолога Олафа Попкевича и военных саперов из-за обнаружения останков советских летчиков и большого количества американских боеприпасов для полудюймового пулемета.
Между тем, удалось восстановить последнюю миссию машины, найденной недалеко от Беруни. Стало известно, что экипажи 15-го полка состояли из молодых или очень молодых пилотов
Самолет был отправлен для боевых действий над оккупированной немцами западной частью Польши ровно 75 лет назад – 19 января 1945 года. 15-м Севастопольским бомбовым полком с мая 1944 года, в составе 4-й гвардейской дивизии Дальней авиации (позднее переименованной в 14-ю гвардейскую). Скорее всего, мы имеем дело с американским самолетом B-25D-30 с серийным номером 36509 и индивидуальным тактическим номером 03, который вылетел на свое последние боевое задание вечером 19 января 1945 года под командованием гвардии лейтенанта Алексея Бочина. Правое кресло занимал 21-летний гвардии младший лейтенант Николай Федорович Королев, в носовой кабине штурмана находился гвардии младший лейтенант21-летний Георгий Иванович Бандер, за ним следовал радиотелеграфист — гвардии старший сержант 19-детний Щацкий, в хвостовой кабине — задний стрелок — младший гвардии сержант – 18-летний Владимир Андреевич Пулков.
С таким экипажем советский “Митчелл” вышел из воздушного пространства одного из аэродромов корпуса дальней авиации под Винницей к северо-западу от Львова. Считается, что целью боевого вылета бомбардировщиков был железнодорожный узел Чешской Остравы. Но среди самолетов мог скрываться и “Митчелл”, выполнявший в ту ночь особую задачу — переброску подрывников в тыл противника. Об этом может свидетельствовать тот факт, что очевидцы событий 75-летней давности помнят, о том как после того как был сбит B-25, немцы обнаружили погибшего советского солдата с парашютом, который ему не удалось использовать, в гражданском костюме под воинским комбинезоном и с большой суммой немецких рейхсмарок. В бомбовой камере самолет мог перевозить группу десантников. Тогда число жертв беруньской трагедии будет больше, чем штатный экипаж, о чем свидетельствуют истории многочисленных эксгумаций и захоронений в 1950-х годах.
Американский бомбардировщик с красными звездами был перехвачен ночным истребителем люфтваффе Junkers Ju-88G из I/ NJG.5, вылетевшем в январе 1945 года из аэропорта Охлау — сегодня это Олава-Становице. В то время задачей лейтенанта Вернера Раппа и экипажа из 3 человек, было прикрытие Вроцлава, который также подвергся нападению советских бомбардировщиков 15-го полка. После перехвата “Митчелла” Бочина Ju-88 сбил его в районе Освенцима после 20:00 по местному времени. Рапп ошибочно отметил в своем отчете, что он отправил на землю советский ночной бомбардировщик Ил-4. Это была не первая ночная победа Раппа над Польшей. Ранее он сбил, в том числе также советский Ли-2. Не исключено, что B-25 из Беруни выполнял иную задачу, чем остальная часть самолетов 14-го полка, и переносил советское десантное подразделение в Силезию, так как его перехватил немецкий радар, защищавший подступ к крепости Бреслау (ныне Вроцлав).
14-й полк бомбардировщиков выполнял специальные задания в 1944-1945 годах. В летописи подразделения мы находим, что в 1944 году он провел 1191 воздушную операцию, из которых 84 были специальными. В том числе 148 операций над Венгрией и 150 операций над Румынией. Общий боевой налет – 5561 ч. С февраля 1945 года советский полк “Митчеллов” действовал из аэропорта в Мелеце, откуда вылетал на бомбардировки Вроцлава, Гданьска, Хеля, Свиноуйсьце и Щецина, а затем и Берлина.
Андрей Бочкарев
P.S. Все имена и фамилии получены от районной прокуратуры Тыхов в польской транскрипции и нуждаются в уточнении. Как только наша редакция получит фотокопии документов, они будут опубликованы на сайте.