IATA ожидает восстановления пассажиропотока до прежнего уровня уже в следующем году

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) прогнозирует, что число авиапассажиров в 2023 году превысит четыре миллиарда впервые с 2019 года. Точные прогнозы говорят о 4,2 миллиардах пассажиров. IATA также ожидает, что авиационная отрасль вернется к прибыльности в следующем году, но перевозчики в этом году продолжат сокращать убытки, являющиеся одним из последствий пандемии.

E195-E2 авиакомпании Salam Air
E195-E2 авиакомпании Salam Air

Предполагаемая прибыль авиакомпаний составит 4,7 миллиарда долларов США. Это будет первый подобный случай с 2019 года. На тот момент перевозчики получили прибыль в размере 26,4 млрд долларов США.

IATA также оценивает чистые убытки авиакомпаний в 2022 году в размере 6,9 млрд долларов. Это уже лучше по сравнению с 9,7 миллиардами долларов, прогнозируемыми в июне в минусе. Если сравнивать предыдущие два года, есть основания для оптимизма. Убытки перевозчиков в 2021 и 2020 годах были на уровне 42 млрд долларов США и 137,7 млрд долларов США соответственно.

“Устойчивость была приоритетом для авиакомпаний во время кризиса COVID-19. Прогнозы на 2023 год предполагают первую прибыль в отрасли с 2019 года. Это большое достижение, учитывая масштаб финансового и экономического ущерба, нанесенного государственными ограничениями, связанными с пандемией”, — заявил генеральный директор IATA Уилли Уолш.

“Еще многое предстоит сделать, чтобы глобальная авиационная отрасль оказалась на прочной финансовой основе. Многие перевозчики достаточно прибыльны, чтобы привлекать капитал, необходимый для развития отрасли по мере ее обезуглероживания, но многие другие испытывают трудности по разным причинам. К ним относятся обременительные правила, высокие затраты, непоследовательная политика правительств и неэффективная инфраструктура”, – напомнил Уолш.

Рост доходов, но более дорогое топливо

По данным IATA, лучшие результаты в 2022 году во многом связаны с более высокой прибылью и жестким контролем над расходами в условиях роста цен на топливо. Ожидается, что выручка от пассажирских перевозок вырастет до 438 миллиардов долларов. В прошлом году они принесли 239 миллиардов долларов. Ожидается, что выручка от грузового бизнеса, сыгравшего ключевую роль в снижении убытков в предыдущие годы, достигнет 201,4 млрд долларов. Это почти вдвое больше, чем 100,8 млрд, заработанных в 2019 году.

Суммарная выручка по прогнозам IATA увеличится по сравнению с 2021 годом на 43,6 процента. Прогнозы предполагают даже потолок в 727 миллиардов долларов. Чтобы развеять чрезмерный оптимизм, IATA предполагает, что цена керосина для реактивных двигателей в течение года составит в среднем 138,8 долларов за баррель, что намного выше июньских 125,5 долларов за баррель. Даже при более низком спросе на авиаперелеты перевозчики будут платить за топливо до 222 миллиардов долларов, что значительно выше прогноза в 192 миллиарда долларов в июне.

“Тот факт, что авиакомпании смогли сократить убытки в 2022 году в условиях роста расходов, нехватки персонала, забастовок, сбоев в работе многих ключевых узлов и растущей экономической неопределенности, многое говорит о желании и необходимости людей путешествовать. Некоторые ключевые рынки, такие как Китай, все еще закрыты дольше, чем ожидалось, поэтому количество пассажиров упало немного ниже ожиданий. Мы закончим текущий год на уровне 70 процентов от числа путешественников, перевезенных в 2019 году”, – считает Уолш.

По данным IATA, авиационная отрасль выйдет на рентабельность в 2023 году. Глобальная прибыль авиакомпании составит 4,7 миллиарда долларов при доходах в 779 миллиардов долларов. Ожидаемое улучшение произойдет, несмотря на растущую экономическую неопределенность, поскольку рост мирового ВВП замедлится до 1,3 проц. в 2018 году.

“Несмотря на экономическую неопределенность, есть много причин для оптимизма в отношении 2023 года. Более низкая инфляция цен на нефть и сохраняющийся сдержанный спрос должны помочь удержать расходы под контролем, поскольку сильный восходящий тренд продолжается. Однако бдительность и гибкость по-прежнему будут иметь решающее значение”, – сказал Уолш.

Спрос на авиаперелеты в следующем году достигнет 85,5 процента уровня 2019 года. Прогнозы учитывают неопределенность политики Китая Zero COVID, которая ограничивает как внутренний, так и международный рынки, тем не менее количество пассажиров превысит отметку в четыре миллиарда. Это будет первый подобный результат с 2019 года. Точные прогнозы предполагают до 4,2 миллиарда путешественников.

По оценкам IATA, в следующем году грузовые рынки будут работать под повышенным давлением. Доходы от этого сектора составят 149,4 млрд долларов США, что на 52 млрд долларов меньше, чем в 2022 году, но на 48,6 млрд долларов больше, чем в 2019 году. Из-за экономической неопределенности объем перевезенных самолетами грузов снизится до 57,7 млн ​​тонн с 65,6 млн тонн в 2021 году.

IATA также ожидает снижения прибыли от деятельности всего грузового сектора, в основном во второй половине года. Однако ожидаемое снижение оставляет грузовые перевозки значительно выше докризисного уровня COVID-19. Затраты увеличатся на 5,3 процента. до 776 миллиардов долларов, в основном из-за нехватки персонала. Расходы на техническое обслуживание и инфраструктуру также вызывают беспокойство.

Неуверенность в китайском рынке и война в Украине

Расходы на топливо в следующем году составят 229 миллиардов долларов. Прогноз IATA основан на цене на нефть в 92,3 доллара за баррель. Цена авиакеросина в среднем составит 111,9 долларов за баррель. Хотя есть признаки того, что в начале 2023 года может произойти ослабление агрессивного повышения процентных ставок для борьбы с инфляцией, существует риск рецессии в некоторых странах. Такое замедление может повлиять на спрос как на пассажирские, так и на грузовые рейсы. По прогнозам, Китай постепенно откроется для международного трафика и постепенно ослабит внутренние ограничения, связанные с COVID-19, начиная со второй половины следующего года. Предложения по увеличению сборов или налогов за навигацию и инфраструктуру для поддержки усилий по обеспечению устойчивости могут еще больше повлиять на прибыльность перевозчиков.

“Работа советов директоров авиакомпаний будет по-прежнему сложной. Внимательное наблюдение за экономической неопределенностью будет иметь ключевое значение. Хорошая новость заключается в том, что авиакомпании внедрили гибкость в свои бизнес-модели”, – сказал Уолш.

“Рентабельность авиакомпаний тонка, как лезвие бритвы. Каждый перевезенный пассажир принесет отрасли в среднем всего 1,11 доллара чистой прибыли. В большинстве стран мира это намного меньше, чем цена чашки кофе. Авиакомпании должны сохранять бдительность в отношении любого увеличения налогов или сборов за инфраструктуру”, – продолжил Уолш.

“Мы должны быть особенно осторожны с налогами, взимаемыми во имя устойчивого развития. Наше обязательство состоит в том, чтобы к 2050 году добиться нулевых выбросов CO2. Нам потребуются все доступные ресурсы, в том числе государственные стимулы, для финансирования такого масштабного энергетического перехода”, – добавил Уолш. По его словам, увеличение налогов и сборов было бы контрпродуктивным.

“Финансовые результаты перевозчиков всех регионов продолжают улучшаться после значительных убытков, вызванных пандемией. Единственный континент, который вернется к прибыльности в 2022 году”, — это Северная Америка. Два региона присоединятся в этом отношении в следующем году. Это будут Европа и Ближний Восток. Латинская Америка, Африка и Азиатско-Тихоокеанский регион останутся отрицательными.

Прибыль североамериканских перевозчиков, которые полагаются на крупные внутренние рынки США и Канады и межконтинентальные сообщения через Атлантику, достигнет 9,9 млрд долларов США в 2022 году и 11,4 млрд долларов США в 2023 году. Спрос на пассажирские перевозки увеличится на 6,4 процента. Таким образом, он достигнет потолка в 97,2 процента от уровня, имевшего место до кризиса COVID-19.

Европейские перевозчики зафиксируют убыток в размере 3,1 миллиарда долларов США в 2022 году, но в 2023 году они получат прибыль в размере 621 миллиона долларов США. Спрос на пассажирские перевозки увеличится на 8,9 процента. Это будет 89,1 процента. допандемический уровень. Деятельность некоторых перевозчиков со Старого континента ограничена войной на Украине. Операционные сбои в некоторых хабах устраняются, но нехватка персонала и забастовки в ключевых аэропортах остаются проблемой.

Убытки перевозчиков из Азиатско-Тихоокеанского региона будут более чем в три раза выше, чем в Европе, и достигнут $10 млрд в 2022 году. Следующие двенадцать месяцев принесут убытки в размере 6,6 млрд долларов. Так что потери все равно будут значительными, но меньше более чем на 30%. Спрос на пассажирские перевозки увеличится до 70,8 процента. уровень спроса до кризиса COVID-19.

IATA отмечает, что возрождение Азиатско-Тихоокеанского региона сдерживается влиянием политики Китая Zero COVID. Убытки региона в значительной степени вызваны работой китайских авиакомпаний, на которые больше всего влияют решения Пекина как на внутреннем, так и на международном рынках. Ожидаемое постепенное ослабление ограничений в Китае произойдет только во второй половине 2023 года. Затем сильный отложенный спрос приведет к быстрому восстановлению, и производительность улучшится.

Ближневосточные перевозчики зафиксируют убыток в размере 1,1 миллиарда долларов в 2022 году. Однако следующие двенадцать месяцев принесут прибыль в размере 268 миллионов долларов США. Спрос на пассажирские перевозки увеличится на 23,4 процента. Это позволит достичь 97,8 проц. от допандемического уровня. IATA отмечает, что регион в некоторой степени выиграл от изменения маршрутов перевозчиков в результате войны на Украине и, что более важно, от неудовлетворенного спроса на транзитные перевозки с использованием разветвленных сетей в таких узлах, как Доха и Дубай.

Латиноамериканские перевозчики зафиксируют убытки в размере двух миллиардов долларов в 2022 году. Следующие двенадцать месяцев принесут еще 795 миллионов долларов убытка. Спрос на пассажирские перевозки увеличится на 9,3 процента. Это позволит достичь 95,6 проц. докризисного уровня COVID-19. Многие страны региона уже сняли ограничения на поездки, и это помогает улучшить работу аэропортов и авиакомпаний.

Перевозчики из Африки, в свою очередь, зафиксируют убытки после 638 миллионов долларов в 2022 году. Следующие двенадцать месяцев принесут еще 213 миллионов долларов убытка. Спрос на пассажирские перевозки увеличится на 27,4 процента. Это позволит достичь 86,3 проц. от уровня имевшего место до пандемии уханьского коронавируса SARS-CoV-2. Однако ИАТА отмечает, что Африка особенно уязвима перед макроэкономическими трудностями, которые повысили нестабильность некоторых экономик перед угрозами.

“Крайне важно, что мы повернули в сторону рентабельности. Проблемы, с которыми авиакомпании столкнутся в 2023 году, хотя и сложны, но вполне доступны нашему опыту. Промышленность создала огромный потенциал для адаптации к колебаниям в экономике, основным затратам, таким как цены на топливо и предпочтения пассажиров. Мы видели это в десятилетие роста прибыльности, которое последовало за глобальным финансовым кризисом 2008 года и закончилось пандемией. Обнадеживает то, что работы много, и большинство людей уверены, что могут путешествовать даже при неясных экономических перспективах”, — заключил Уолш.

Недавний опрос IATA путешественников на одиннадцати мировых рынках показал, что почти 70 процентов из них летают столько же или больше, чем до пандемии. Хотя более сложная экономическая ситуация затрагивает целых 85 проц. клиентов авиакомпаний, 57 процентов из них не намерены ограничивать свои привычки в поездках.

Андрей Бочкарев