fbpx

Во времена холодной войны как США, и СССР разработали специализированные самолеты, которые использовались в качестве командных пунктов авиации. Задача машин заключалась в координации действий вооруженных и стратегических сил в случае глобального ядерного конфликта. Одним из таких самолетов был советский Ил-80ВКП, разработанный в 1980-х годах.

Ил-80 - советский самолет "судного дня"
Ил-80 – советский самолет “судного дня”

Изначально в СССР в качестве командных пунктов (часто по-английски такие самолеты называются Doomsday Plane, а по-русски – “самолеты судного дня”) использовался переоборудованный пассажирский Ил-18, получивший обозначение Ил-22 “Зебра”. Однако недостатком этих машин была малая дальность полета и невозможность дозаправки в воздухе, что на практике не позволяло действовать в ситуации ядерного конфликта.

Соответственно, в конце 1970-х Советская Армия начала поиски преемника “Зебры”. Выбор пал на недавно введенные в эксплуатацию гражданские пассажирские авиалайнеры ИЛ-86. Из-за своих размеров эти самолеты идеально подходили для преобразования в командные центры авиации. Конструкция этих самолетов держалась в строжайшей тайне.

Полет первого прототипа реконструированного Ил-86 состоялся 29 мая 1985 года. Самолет получил немного модернизированный фюзеляж, с которого были удалены иллюминаторы и часть дверей, а внутри были установлены дополнительные топливные баки, подключенные к системе забора топлива в полете. После серии испытаний новая машина, получившая обозначение Ил-80ВКП (хотя базовый самолет имеет обозначение Ил-86), была оснащена обширными электронными системами, типичными для командирских самолетов (и, в отличие от американцев Советы тщательно скрывали содержимое своего самолета судного дня). Полет этой версии машины состоялся 5 марта 1987 года, но на вооружение самолет поступил только в 1992 году.

Ил-80 - советский самолет "судного дня"
Ил-80 – советский самолет “судного дня”

Всего было построено 4 таких самолета, два из которых, вероятно, используются в качестве командных центров авиации, а еще два используются для других целей, о чем свидетельствуют различия во внешнем виде машин. Информация о самолетах очень скудная. Ил-80 имеет длину 59,5 м, размах крыла 48 м и оснащен четырьмя двигателями Кузнецова НК-86. Характерной особенностью самолета являются антенны связи, расположенные в верхней части фюзеляжа, скрытые под специальными куполами. Кроме того, под крыльями, рядом с двигателями, есть два генератора, обеспечивающих питание электронных систем.

Самолеты работают с 6992-й авиабазы ​​в Чкаловске, где также размещены российские самолеты дальнего обнаружения А-50. Хотя в 2016 году началась работа над преемниками Ил-80, эти самолеты держатся в полной секретности и очень редко демонстрируются публике — пока они были представлены только в 2010 году во время парада над Москвой и в 2012 году в аэропорту Жуковского.

По имеющейся информации, в настоящее время ведутся работы над преемником Ил-80, построенным на базе Ил-96, и модернизацией самого Ил-80 до новых версий. В конечном итоге все 4 самолета будут переоборудованы, но из-за сокращения бюджета и, вероятно, различных задач, для которых разрабатывались самолеты этого типа, неизвестно, будут ли эти планы реализованы.

Андрей Бочкарев