Интервью на борту самого маленького серийного реактивного бизнес-джета

Cirrus Vision SF50, называемый также Vision Jet, — одномоторный, семиместный (5+2), легкий реактивный самолет личного пользования. Звучит странно? Немного так, но это не фантастика, только реальность за относительно небольшие деньги. А будучи еще и инновационным, то все в нем должно быть «самым-самым», иначе говоря:
• Самый первый гражданский одномоторный джет, получивший сертификацию FAA;
• Самый маленький реактивный самолет производимый серийно;
• Самый недорогой реактивный самолет серийного производства;
• Самый первый реактивный самолет, оснащенный парашютной спасательной системой (CAPS Cirrus Airframe Parachute System).
И многое другое, о чем дальше в статье….

9120 30x20 - Интервью на борту самого маленького серийного реактивного бизнес-джета

Cirrus Vision SF50


Краткая история проекта

Прототип SF50 увидел божий свет в июне 2008 года. В июле совершил свой первый полет. По замыслу он должен был стать очередным шагом для владельцев самолетов моделей SR20 и SR22 этого же производителя и других воздушных судов из группы, т.н. High-Performance Light Aircraft.

Проект личного реактивного самолета набрал темпы после получения в 2012году финансовой поддержки от китайского инвестора (CAIGA). В 2014, после летных испытаний в течение 800 часов, Cirrus Aircraft получил 550 заказов при цене за единицу около 2 млн долларов США. Тогда было объявлено, что годовые темпы производства составят 125 шт.

В 2015 году первый серийный экземпляр был выпущен одновременно с декларацией, что заказанные 550 штук будут выходить с завода сертифицированными под надзором FAA. В тот же год на борту джета начали устанавливать авионику типа glass cokpit модели Cirrus Perspective Touch от компании Garmin.

Первый серийный Cirrus Jet, оснащенный двигателем Williams FJ33-5A взлетел 5 мая 2016 года, после почти полугодовой задержки с получением сертификата. Причина задержки была проста и банальна – техника, как обычно, опережает законодательство. FAA для сертификации не требовало полетов с парашютной спасательной системой. Последние сертификационные процедуры были закончены 28 октября 2016 года, а в декабре первый клиент получил свой SF50.

Черты, параметры и характеристики
Для пилотов достаточно этих цифр:
FL270 and ISA +15 °C @ 270 kt (500 km/h) / 57 US gal/h (216 l/h)

Общая характеристика

Экипаж: 1 пилот
• Число пассажирских мест: 7 в конфигурации 5+2 (т.е. 2 детей)
• Длина: 9.42 m (30 ft 11 in)
• Размах крыльев: 11.79 m (38 ft 8 in)
• Высота: 3.32 m (10 ft 11 in)
• Масса пустого: 1,620 kg (3,572 lb)
• Взлетный вес: 2,722 kg (6,000 lb)
• Емкость топливных баков: 907 kg (2000 lb)
• Двигатель: 1 × Williams FJ33-5A turbofan, 1,800 lbf (8.0 kN)
Характеристики
• Крейсерская скорость: 300 kt (556 km/h)
• Скороподъемность: 67 kt (124 km/h) в конфигурации с закрылками
• Дальность полета: 600 NM (1,111 km)@544 kg @ при максимальной крейсерской скорости 300 KT либо 1,200 NM @91 kg при скорости 240 KT
• Потолок: 28,000 ft (8,500 m)
• Время для поднятия на эшелон FL280: 20 минут
Основное оборудование:
• Погодный радар;
• Противообледенительные устройства;
• Герметичный салон;
• Парашютная спасательная система для всего самолета (CAPS), которая может приведена в действие пассажиром. Бортовой компьютер, интегрированный с автопилотом позаботится о том, чтобы подобрать параметры полета (скорость и угол снижения) для безопасного запуска спассистемы.

Авионика

3580 30x19 - Интервью на борту самого маленького серийного реактивного бизнес-джета

Cirrus Perspective Touch на основе Garmin G3000

Cirrus Vision Jet на практике или перелет Сардиния – Канны. Впечатлениями от полета делится Виталий Архангельский директор компании Кофранс.

Выполнено два полета с получением одинаковых результатов. Время полета в одну сторону 1 час 15 минут (+- 5 минут).
Ситуация над Средиземным морем, за окном IMC, область плохой погоды на Лазурном побережье. На MFD (мультифункциональный дисплей), поделенном на две секции, используются две различных метеосистемы: справа — радар, слева — спутниковый приемник Garmin Connext. Радар позволяет принимать тактические решения, в свою очередь Connext – более стратегические, т.е. избегать областей плохой погоды.

В левом нижне углу видно TAS = 307 узлов, т.е. относительно земли 280. Там же слева высвечивается цифра, отображающая потребление топлива — 66 галлонов в час. С полной ответственностью можно заявить, что первые впечатления непередаваемы. Эргономика кабины, количество свободного места, качество исполнения, Garmin Perspective Touch т.е. все то, что американцы называют «Customer experience».

1666 30x20 - Интервью на борту самого маленького серийного реактивного бизнес-джета

Редакция нашего портала убеждена, что тому, кто впервые видит этот самолет, в голову придет множество вопросов. На основные из них мы попросили ответить Виталия Архангельского.

Aviav.ru: Сколько на данный момент экземпляров SF50 продано в мире?

Виталий Архангельский: Сейчас на Vision Jet в очереди ожидает 600 клиентов, в то же время в Европе уже продано несколько десятков экземпляров.

Aviav.ru: Каковы шансы сохранения столь низкой цены самолета?

ВА: Это гарантировано обещанием, которое Cirrus сделал своим клиентам несколько лет назад, он его исполняет и думаю, что будет цена не изменится в течение ближайших лет.

Aviav.ru: А сейчас вопрос, который может быть провокационным, но он волнует многих наших читателей. Для кого предназначен этот самолет? Трудно поверить, что бизнесмен может водить его в качестве пилота. Мы ведь руководствуемся правилом – либо хорошо подготавливаемся к полету, либо занимаемся бизнесом ….

ВА: Я бы как раз с этим утверждением не согласился, ведь среди наших клиентов, сейчас пользующимися самолетами моделей SR22 и SR 22T, находится много бизнесменов, которые водят сами и со всей ответственностью могу заявить, что делают это очень компетентно. Они посвящают больше времени и средств на обучение и тренировки, чем другие пилоты из авиации общего назначения. В связи с этим следует ожидать, что те кто летают сейчас на SR22, легко пересядут за штурвал SF50.

Aviav.ru: Каковы впечатления пилотов от первого полета на этом самолете?

ВА: Прежде всего это чрезвычайно стабильное воздушное судно. В многом это обеспечивается V-образным хвостовым оперение, которое несколько необычно для таких самолетов. Его концепция была развита конструкторами Cirrusa, и оно получило дополнительные рулевые поверхности повышающими устойчивость полета.

Aviav.ru: Кроме пилотов первый контакт с самолетом устанавливают также диспетчеры. Было ли что-нибудь для них необычное ?

ВА: Самым распространенным вопросом диспетчеров при полета по Европе и даже по Соединенным штатам является: «можете ли подтвердить модель самолета?». В то же время во время посадки в Каннах диспетчер спросил какова минимальная посадочная скорость SF50. Ему сообщили, что в данной конфигурации будет около 80 узлов. Диспетчер удивился, так как ранее видел самолет на радаре, направляющийся в аэропорт Канн со скоростью 300 узлов, а заход на посадку – уже в 80 узлов, как у самолета с поршневым двигателем. Это поразительный технический прогресс.

Aviav.ru: Если переучиваться на этот тип самолета (получить TR). Сколько времени это займет?

ВА: Учитывая, что это реактивный самолет, то необходимо пройти полное обучение Type Rating. Начинается оно с полетов на симуляторах. Всего в мире четыре таких симулятора, три из которых находятся в США (один из них еще в состоянии установки), а один – в Европе. Стоимость обучения в европейском центре составит около 12 тысяч евро.

Aviav.ru: Спасибо за беседу и всяческих успехов.

ВА: Спасибо.