“Иркут” обеспечит запчастями МС-21 заблаговременно. Специалисты считают, что их понадобится много

По словам министра торговли и промышленности РФ Дениса Мантурова, первые поставки Иркут МС-21 первому получателю – авиакомпании  Аэрофлот (стартовый заказчик) состоятся к концу 2021 года.Серийное производство MC-21 отложено до 2021 годаМантуров говорит, что сочетание санкций, введенных в отношении России, и, в частности, ситуация с коронавирусом, вызвали задержку графика летных испытаний и сертификации нового двухмоторного МС-21. Однако он не уточнил, когда именно в 2021 году, по его мнению, могут начаться первые поставки. Кстати, еще стоит добавить, что в августе этого года. “Иркут” подвел предварительные итоги наземных испытаний самолета МС-21-300, подтвердившие возможность эксплуатации самолета при наличии воды на взлетно-посадочной полосе.

“Мы потеряли несколько месяцев, но пока ожидаем, что первая партия самолетов для первого заказчика, скорее всего, будет готова к концу 2021 года. Сейчас мы работаем в соотвествие с новым графиком, который был скорректирован после пандемии”, – сказал Мантуров.

Министр утверждает, что производитель сознательно решил в первую очередь предоставить новые самолеты отечественным перевозчикам, чтобы построить техническую и сервисную базу и избежать повторения ошибок, допущенных в случае с моделью Suchoi Superjet 100, производство которой недавно взяла на себя компания “Иркут”. Имидж Superjet сильно пострадал не только из-за многочисленных неполадок и двух трагических катастроф, но и из-за нехватки запчастей из сервисных центров. Производитель подчеркивает, что запас запчастей для МС-21 уже готов, а их вероятно потребуется много, так как в МС-21 состоит в основном из комплектующих российского производства, отличающегося низким качеством и надежностью.

Российская авиационная промышленность придерживается политики импортозамещения импорта, т.е. замены импортных компонентов на компоненты отечественного производства, в тех случаях, в которых невозможно достичь компромиссов с иностранными партнерами. Планируемый “New Superjet 100”, состоящий в основном из российских компонентов, должен появиться в 2023 году. В машине будут использоваться двигатели “Авиадвигатель ПД-8” вместо нынешнего SaM146 PowerJet. ПД-8 — это версия ПД-14 с меньшей тягой, которая была разработана для МС-21 в качестве альтернативной силовой установки для двигателей Pratt & Whitney PW1400G.

Из этого следует, что министр явно лукавит, говоря о том, что производитель сам предпочитает предоставлять самолеты в первую очередь российским авиакомпаниям. На самом деле спроса на эти самолеты из-за рубежа нет, а наличие большого количества комплектующих российского производства убивает и без того незначительный экспортный потенциал.

Новый узкофюзеляжный самолет из России

МС-21 (МС-21 “магистральный самолет 21 века” или “главный самолет 21 века”) – серия из трех модификаций (-200, -300, -400) среднемагистрального узкофюзеляжного самолета, вмещающего от 150 до 230 пассажиров. Дальность действия всех них должна составить около 5000 км. На выбор предлагаются двигатели “Авиадвигатель ПД-14А” и Pratt & Whitney PW1400G. Самолет спроектирован компанией “Иркут” и конструкторским бюро Яковлева. МС-21 — это усовершенствованная версия самолета Яковлев Як-242, который никогда не производился. Новая машина должна была заменить, прежде всего, изношенный Ту-154, а в перспективе и более новый самолет Ту-204/214.

Самый крупный заказ на сегодняшний день размещен Аэрофлотом, который подписал контракт на поставку 50 самолетов МС-21. Практически все клиенты — российские компании, хотя, как сообщается, с “Иркутом” также вел переговоры Ryanair. Всего было заказано 175 машин этого типа, но вскоре это количество увеличится, так как АК “Якутия” на МАКСе в этом году в Москве решила, что в ее парке будет 10 таких самолетов.

Андрей Бочкарев