Европейское небо в условиях пандемии остается безопасным

Несмотря на беспрецедентный масштаб трудностей, европейским авиадиспетчерам удалось сохранить безопасность воздушного движения во время пандемии. Хотя количество операций резко сократилось, увольнение сотрудников авиадиспетчеров было бы опрометчивым шагом, считают участники авиационного рынка. Они также подчеркнули важность накопления опыта в отношении будущих кризисов, которые могут повториться.
Директор консалтинговой компании Хелиос Юрай Йирку напомнил, что в аэропортах по всему миру уже введены необходимые процедуры безопасности, такие как измерения температуры, социальная дистанция в два метра между ожидающими людьми и обязанность носить маски. К сожалению при этом персонал сокращен до минимума. По его словам, многие люди уже потеряли работу. Некоторые взлетно-посадочные полосы движения и терминалы исключены из использования во многих портах. По словам Джирку, восстановление безопасности требует, прежде всего, соблюдения стандартов. Ограничения пропускной способности аэропорта, вероятно, будут временными – в зимний сезон увеличится туристический поток, частично вернутся и межконтинентальные рейсы. “Координация процедур между нами и нашими клиентами, а также между отдельными аэропортами очень хорошая. Со стороны администрации аэропорта время реакции на изменения очень короткое”, – подчеркнул он.

Цифровизация помогает бороться с кризисом

По словам главы отдела безопасности Европейской организации воздушного движения Антонио Лику, с европейской точки зрения ни один предыдущий кризис — ни тот, что был после терактов 11 сентября 2001 года, ни тот, что последовал после извержения вулкана в Исландии в 2010 году, даже не достиг подобного масштаба, который мы наблюдаем в настоящее время. В этом году европейские аудиторы провели на 87-88 проц. меньше операций, чем в прошлом году.

Несмотря на ежегодные тренировки по подготовке аудиторов к неожиданным деструктивным ситуациям в европейской сети, не существовало готовых процедур по устранению этих последствий. “Таким образом, мы должны мыслить нестандартно”, – сказал Лику. Самым важным было разделение персонала на большее количество смен. Цифровизация, которая усилилась после вулканического кризиса в апреле 2010 года, также помогла справиться с этими трудностями.

Роберт Грэм, глава отдела исследований аэропорта Eurocontrol, указал на другие аспекты кризиса в авиационной отрасли, важные для контроля над воздушным движением. “Сегодня сложно получить финансирование от инвесторов”, – отметил он. Грэм напомнил, что аэропортам приходится подавать заявки на ссуды для поддержания финансовой ликвидности.

Столкнувшись с внезапным падением доходов, государства-члены Евроконтроля решили изменить удельные ставки и механизм распределения рисков воздушного движения. Если объем трафика превышает ожидаемый, этот дополнительный доход может быть использован для сокращения в следующем году.

По пропускной способности ситуация кардинально изменилась за очень короткое время. “До недавнего времени ее крайне не хватало, теперь у нас ее избыток. Однако, если трафик быстро вернется к прежнему уровню, старые проблемы также вернутся”, – предупредил Грэм, отметив, однако, что существует несколько сценариев дальнейшего развития трафика, и очень трудно делать надежные прогнозы. “Однако мы считаем, что самое большое падения спроса уже позади. Мы возлагаем большие надежды на работу над вакциной. При таком большом количестве неопределенностей все до сих пор сосредоточены на краткосрочных действиях, таких как переговоры о более гибких условиях найма и другие виды сдерживания затрат. Времена, безусловно, тяжелые”, – сказал представитель Евроконтроля.

Андрей Бочкарев