MB-3 Martin-Baker

Aвиация времен второй мировой войны: MB-3 Martin-Baker – изменивший ВВС

Построенный в 1942 году, Martin-Baker MB-3, несмотря на амбициозные планы конструкторов, никогда не вышел из стадии прототипа, а его карьера завершилась катастрофой, в которой погиб Валентин Бейкер. Этот несчастный случай побудил Джеймса Мартина начать работу над катапультируемыми креслами.

MB-3 Martin-Baker
MB-3 Martin-Baker

Осознавая надвигающуюся войну, 4 мая 1939 года британское министерство авиации передало компании Martin-Baker, свободной на тот момент от производства самолетов, необходимых для Королевских ВВС, техническое задание F.18/39 на новый истребителя. Согласно предположениям, машина должна была в конечном итоге заменить машины Hawker Hurricane и Supermarine Spitfire. Поэтому большое внимание уделялось характеристикам и боевым возможностям самолета.

Истребитель должен был развивать максимальную скорость около 644 км/ч и находиться в воздухе не менее 2 часов на экономической скорости и получаса на максимальной скорости, все время сохраняя 30 процентов запаса топлива. Вооружение должно было состоять из 20-мм пушек, а силовая установка должна была быть либо рядным двенадцатицилиндровым двигателем Rolls-Royce Griffon, либо двигателем Rolls-Royce RM.2SM (Merlin XX). Согласно договоренностям, RAF заказал 3 прототипа.

Главный конструктор завода Джеймс Мартин решил в ходе работ использовать опыт предыдущих проектов и частично опираться на концепцию нового истребителя, созданного в 1938 году. Несмотря на амбициозные планы, работа над самолетом шла медленно, и только 27 августа 1942 года был построен первый прототип. Машину доставили на базу ВВС Великобритании в Крыле, где она впервые поднялась в воздух 31 августа 1942 года. За штурвалом находился сам Валентин Бейкер.

Самолет, получивший обозначение Martin-Baker MB-3, имел длину 10,77 м, размах крыла 10-67 м, а максимальный взлетный вес составлял 5443 кг. Он был оснащен 24-цилиндровым двигателем Napier Sabre мощностью 2000 л.с., обеспечивающим максимальную скорость 668 км/ч и запас хода 1800 км. Вооружение должно было состоять из шести 20-мм пушек, размещенных в крыльях.

Полет оказался очень успешным, самолет летал отлично. Соответственно, испытания продолжались, несмотря на то, что весь проект был задержан почти на два года. К сожалению, 12 сентября 1942 года сразу после взлета вышел из строя двигатель. Чтобы избежать столкновения со зданиями, Валентин Бейкер повернул налево, но во время маневра он врезался в дерево, и самолет разбился. Бейкер погиб мгновенно.

С потерей единственного прототипа и смертью Бейкера проект был закрыт (хотя в то время рассматривались дальнейшие модификации и доработки). Сам Джеймс Мартин тогда решил активизировать работу над системами, которые позволили бы пилотам быстро покинуть самолет в случае опасности катастрофы. Его работа привела к созданию катапультирующего кресла. Мартин испытал первое такое кресло 24 июля 1946 года.

MB-3 Martin-Baker обладал огромным потенциалом и мог стать одним из лучших истребителей, но препятствием, помимо катастрофы, было отсутствие производственных мощностей на заводе Martin-Baker. У компании не было ресурсов для создания, испытаний и производства современных истребителей в больших количествах.

Андрей Бочкарев